Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Национальный
стандарт
Российской
Федерации ГОСТ Р 70499-2022
Развивающие игровые средства для детей с ограниченными возможностями здоровья
Функциональные требования
Educational game tools for children with disabilities. Functional requirements
ОКС 11.180
Предисловие
- РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Трейдинг" (ООО "Исток Аудио Трейдинг"), Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" (Ассоциация "АИДТ"), ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования" (ФГБНУ "ИКП РАО")
- ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"
- УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2022 г. N 1397-ст
- ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на игровые средства, адаптированные с учетом особых физических и образовательных потребностей детей с нарушениями зрения, слуха, сочетанными нарушениями зрения и слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушениями речи.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ EN 71-1 Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства
ГОСТ IEC 62115 Игрушки электрические. Требования безопасности
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 (развивающие) игровые средства (адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья): Специально изготовленные или модифицированные игрушки или игровые наборы, которые учитывают физические и психические ограничения и особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
3.1.2 дети с ограниченными возможностями здоровья; дети с ОВЗ: Дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий воспитания и обучения.
3.1.3 особые образовательные потребности: Потребности в специальных условиях среды и содержании обучения, технических средствах и пособиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с нарушениями психофизического развития в процессе обучения.
3.1.4 дети с нарушениями зрения: Слепые дети - тотально слепые и слепые с остаточным зрением (острота зрения от 0,00 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции); слабовидящие дети (острота зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции); дети с пониженным зрением (острота зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции).
3.1.5 дети с нарушениями слуха: Дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое, т.к. слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором восприятие речи с помощью слуха с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
3.1.6 дети с сочетанными нарушениями зрения и слуха: Дети с врожденными или приобретенными нарушениями зрения и слуха.
3.1.7 дети с расстройствами аутистического спектра: Дети с нарушениями психического развития, характеризующиеся выраженными особенностями эмоциональной сферы и поведения, сложностями коммуникации и социального взаимодействия.
3.1.8 дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Дети с ограничением или трудностями выполнения двигательных актов, их недоразвитием или утратой.
3.1.9 дети с нарушениями речи: Дети, состояние речевого развития которых не соответствует речевым нормам, принятым в данной языковой среде, полностью или частично препятствующее социальному взаимодействию и коммуникации, ограничивающее возможности социальной адаптации.
3.1.10 синтетические материалы: Материалы, получаемые методом химического синтеза.
3.1.11 искусственные материалы: Материалы, полученные путем физической модификации природного сырья.
3.1.12 натуральные материалы: Материалы, добываемые в природе.
3.1.13 комбинированные материалы: Материалы, которые создаются путем комбинирования материалов, отличных друг от друга по типу.
3.1.14 осязательное восприятие: Способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов.
3.1.15 зрительное восприятие: Совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
3.1.16 осязательно-зрительное восприятие: Совокупность видов восприятия с доминированием зрительного.
3.1.17 зрительно-осязательное восприятие: Совокупность видов восприятия с доминированием осязательного.
3.1.18 слуховое восприятие: Процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков различной сложности.
3.1.19 зрительно-слуховое восприятие: Совокупность видов восприятия с доминированием зрительного.
3.1.20 фонематическое восприятие: Способность воспринимать звуковой состав слова.
3.1.21 орудийные действия: Действия, в процессе которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы.
3.1.22
крупная моторика (gross motor skills): Деятельность больших мышц тела, связанная с функциями поддержания положения головы, сидения, ходьбы и бега. [ГОСТ Р 58672-2019, пункт 2.4] |
3.1.23
мелкая моторика (fine motor skills): Сжимающие движения рук, такие как захват, обхват и двойной обхват, а также мелкая моторика, используемая при рисовании и письме. [ГОСТ Р 58672-2019, пункт 2.5] |
3.1.24
шрифт Брайля: Совокупность брайлевских знаков (символов, обозначений), сформированных на основе брайлевского шеститочия. [ГОСТ Р 56832-2020, пункт 3.1] |
3.1.25 проприоцептивные ощущения: Ощущения, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках.
3.1.26 кинестетические ощущения: Ощущения движения и положения собственного тела и его частей, а также прилагаемых мышечных усилий.
3.1.27 стереогноз: Способность восприятия, узнавания предметов на ощупь.
3.1.28 зонды логопедические: Инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.
3.1.29 дыхание речевое: Дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья;
НОДА - нарушения опорно-двигательного аппарата;
РАС - расстройства аутистического спектра.
4 Общие требования
4.1 Игровые средства предназначены для детей с ОВЗ, соответствуют особенностям их психофизического развития и особым образовательным потребностям.
4.2 Игровые средства могут содействовать решению следующих педагогических задач: развитию потенциальных психических возможностей, высших психических функций и позитивных личностных качеств ребенка, физических и творческих способностей, достижению коррекционно-развивающих целей воспитания и образования, использованию в процессе абилитации и реабилитации.
4.3 Игровые средства оказывают следующие виды психолого-педагогического воздействия:
- воспитательное;
- познавательное;
- исследовательское;
- коррекционно-развивающее;
- расслабляющее;
- стимулирующее/активизирующее психические процессы;
- творческое, созидательное;
- другое.
4.4 Игровые средства способствуют развитию у ребенка с ОВЗ навыков в различных образовательных областях [8] с учетом возрастных и психофизиологических особенностей.
4.5 Игровые средства допускается выполнять в виде цельной неразъемной конструкции и в виде набора игровых элементов или предметов, объединенных в единый игровой набор.
4.6 Игровые средства могут крепиться к игровому полю, основанию или между собой с помощью безопасных крепежных материалов и приспособлений, таких как контактная лента "липучка", кнопки, пуговицы, магниты, шнурки и т.п.
4.7 Игровые средства выполняют из синтетических, искусственных, натуральных или комбинированных материалов, кроме тех материалов, которые запрещены к использованию при производстве игрушек в соответствии с [9].
4.8 Игровые средства должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при применении их по назначению они не представляли опасность для жизни и здоровья детей с ОВЗ и лиц, присматривающих за ними, в соответствии с [9].
4.9 При наличии внутреннего источника питания отсек для его размещения следует надежно защищать от вскрытия в соответствии с ГОСТ IEC 62115.
4.10 Уровень локальной вибрации и звука в игровых средствах, имеющих соответствующие источники вибрации и звука, соответствует требованиям гигиенической безопасности в соответствии с [9], приложение 2, а также физическим и психическим возможностям, особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.
4.11 Игровые средства, обладающие оптическими функциями, разрабатывают и изготавливают таким образом, чтобы минимизировать риск негативного воздействия на функционирование зрительного анализатора ребенка в соответствии с [9], п.3.2, а также соответствовать физическим и психическим возможностям, особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.
4.12 Электронные игровые средства, функции которых предполагают использование светодиодов, не должны оказывать отрицательное воздействие на органы зрения ребенка в соответствии с требованиями [9], а также должны соответствовать физическим и психическим возможностям, особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.
4.13 В электронных игровых средствах запрещается использование систем лазерного излучения всех типов в соответствии с требованиями [9].
4.14 Элементы управления игровыми средствами, содержащие электронный блок, бывают нажимными, сенсорными, поворотными, движковыми и т.п., выполненными в виде кнопок, переключателей, тумблеров.
4.15 Поверхности игровых средств, в том числе элементы управления, имеют разнообразную цветовую гамму и фактуру.
4.16 Внешние блоки электронного управления игрового средства могут иметь любую форму, цвет и фактуру.
4.17 На поверхность и (или) элементы управления игровых средств допустимо наносить рельефно-графические изображения и (или) тактильные знаки.
4.18 Внешние блоки электронного управления рекомендуется подключать к игровому средству проводным или беспроводным способом. Способ подключения устанавливают в ТУ на соответствующее изделие (соответствующие изделия).
4.19 Требования безопасности и методы контроля игровых средств - по ГОСТ EN 71-1.
4.20 Развитие/формирование психофизиологических особенностей у ребенка при использовании игровых развивающих средств выявляют с помощью методов наблюдения, психолого-педагогического эксперимента специалистами психолого-педагогического профиля.
5 Функциональные требования
5.1 Игровые средства для детей с нарушениями зрения
5.1.1 Игровые средства предназначены для слепых детей (в том числе слепых с остаточным зрением), слабовидящих и детей с пониженным зрением.
5.1.2 Игровые средства имеют конструктивные и функциональные особенности, разнообразную фактуру поверхности, насыщенные цвета, что будет содействовать развитию осязательного (для тотально слепых), осязательно-зрительного (для слепых с остаточным зрением), зрительно-осязательного и зрительного (для слабовидящих и детей с пониженным зрением) восприятия.
5.1.3 Игровые средства в виде плоскостных пособий должны иметь реалистичный стиль изображения, для детей с нарушениями зрения - выпуклый внешний контур для ориентировки детей в микропространстве изделия; для слабовидящих детей - увеличенную толщину контура рисунка.
5.1.4 Игровые средства в виде дидактических материалов и наглядных пособий допускается снабжать элементами крепления для фиксации изделия в вертикальном или горизонтальном положении.
5.1.5 Игровые средства для развития мелкой и крупной моторики имеют конструкцию, которая требует и обеспечивает выполнение разнообразных моторных актов с учетом возрастных физических и психических возможностей, при этом результат от предпринятых действий может обозначаться звуком и/или светом.
5.1.6 Надписи на игровых средствах, предназначенных для прочтения слепыми детьми, следует выполнять шрифтом Брайля; надписи для прочтения слабовидящими детьми - укрупненным плоскопечатным шрифтом.
5.1.7 Элементы управления на игровых средствах, предназначенных для самостоятельного использования слепыми детьми, выполняют тактильными и осязательно различимыми; для самостоятельного использования слабовидящими детьми - укрупненными и выполненными в яркой высококонтрастной цветовой гамме.
5.1.8 Игровые средства могут иметь легкий гипоаллергенный аромат, позволяющий ребенку с нарушениями зрения узнавать, дифференцировать и сравнивать предметы между собой.
5.1.9 Игровые средства могут содержать разнообразные звуковые эффекты, идентифицирующие изделие или его части.
5.2 Игровые средства для детей с нарушениями слуха или сочетанными нарушениями зрения и слуха
5.2.1 Игровые средства предназначены для детей с нарушениями слуха и/или сочетанными нарушениями зрения и слуха.
5.2.2 Игровые средства для детей с сочетанными нарушениями зрения и слуха должны иметь конструктивные и функциональные особенности, разнообразную фактуру поверхности, насыщенные цвета, могут иметь звуковое наполнение и вибрационные и световые эффекты, что будет содействовать развитию осязательного, слухового, зрительно-слухового, зрительно-осязательного и осязательно-зрительного восприятия.
5.2.3 Игровые средства для развития мелкой и крупной моторики имеют конструкцию, которая требует и обеспечивает выполнение разнообразных моторных актов с учетом возрастных физических и психических возможностей, при этом результат от предпринятых действий может обозначаться звуком, вибрацией и/или светом.
5.2.4 Игровые средства для слабослышащих детей должны иметь конструктивные и функциональные особенности, содействующие развитию слухового восприятия и внимания; могут содержать разнообразные звуковые эффекты с повышенным уровнем громкости, не превышающим допустимые уровни в соответствии с ГОСТ EN 71-1.
5.2.5 Игровые средства для детей с сочетанными нарушениями зрения и слуха могут содержать элементы с разными теплопроводностью и весом, легким гипоаллергенным ароматом, что позволит ребенку знакомиться, опознавать и дифференцировать предметы между собой, ориентируясь на ощущения, полученные с различных анализаторов.
5.2.6 Игровые средства для детей с сочетанными нарушениями зрения и слуха в виде дидактических материалов - многофункциональные, активизирующие различные виды восприятия, как по отдельности, так и совместно, что повышает познавательный интерес и самостоятельное достижение результата.
5.2.7 Надписи на игровых средствах для детей с сочетанными нарушениями зрения и слуха выполняют шрифтом Брайля (для слепых детей с нарушениями слуха) или укрупненным плоскопечатным шрифтом (для слабовидящих детей с нарушениями слуха).
5.2.8 Элементы управления на игровых средствах, предназначенных для детей с сочетанными нарушениями зрения и слуха, могут иметь звуковое подкрепление, для слепых детей с нарушениями слуха должны быть различимыми осязательно; для слабовидящих детей с нарушениями слуха должны быть укрупненными и выполнены в яркой высококонтрастной цветовой гамме.
5.2.9 В игровых средствах для детей с сочетанными нарушениями зрения и слуха возможно использование разнообразных звуковых и вибрационных эффектов, идентифицирующих изделие или его части.
5.2.10 Игровые средства для детей с нарушениями слуха (тугоухостью) могут содержать разнообразные звуковые эффекты с повышенным уровнем громкости, не превышающим допустимые уровни в соответствии с ГОСТ EN 71-1.
5.3 Игровые средства для детей с РАС
5.3.1 Игровые средства предназначены для детей с РАС.
5.3.2 Игровые средства предполагают наличие элементов и механизмов для совместного использования, содействующих формированию разнообразных способов взаимодействия с окружающими людьми.
5.3.3 Игровые средства могут содержать утяжеленные или фактурные элементы, которые способны усилить проприоцептивные ощущения, улучшить концентрацию внимания ребенка, оказать успокаивающее и расслабляющее действие.
5.3.4 Необходимо, чтобы игровые средства для детей с РАС имели привлекательные сенсорные свойства, разнообразные цветовые и фактурные решения.
5.3.5 Изображения, расположенные на игровых средствах, должны быть реалистичными, не допускается абстракция и символизация.
5.3.6 В игровых средствах допускается наличие изображений персонажей мультипликационных фильмов и литературных произведений, что будет содействовать освоению социальных ролей в игровой форме, отражению практического положительного опыта знакомства и впечатлений, связанных с мультипликационными фильмами и историями из книг.
5.3.7 Использование в игровых средствах звуковых и световых элементов содействует решению определенной педагогической задачи.
5.4 Игровые средства для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
5.4.1 Игровые средства предназначены для детей с НОДА.
5.4.2 Конструктивные и функциональные особенности игровых средств способствуют отработке определенных двигательных навыков: взаимодействию двух рук, дифференцированных движений кистей и пальцев рук, освоению орудийных действий и навыков письма.
5.4.3 Игровые средства должны быть эргономичными: обеспечивать удобство захвата, удержания, манипулирования, выполнения разнообразных движений и социальных действий.
5.4.4 Необходимо, чтобы игровые средства в виде дидактических пособий были многофункциональными, задействовали в процессе взаимодействия ребенка с изделием несколько органов чувств, как по отдельности, так и совместно, что будет способствовать развитию сенсорных процессов, стимуляции зрительного, слухового восприятия и кинестетических ощущений, в том числе пальцевого осязания и стереогноза.
5.4.5 Игровые средства предполагают наличие контрастных фактурных элементов и вибрационных эффектов, оказывающих тонизирующее, активизирующее или расслабляющее воздействие на мышечный аппарат ребенка.
5.4.6 Игровые средства допускают сочетание в себе нескольких сенсорных эффектов: цветовых, световых, фактурных, вибрационных или звуковых.
5.4.7 Элементы управления на игровых средствах, предназначенных для детей с НОДА, должны быть укрупненными, иметь умеренно податливый механизм, требующий приложения усилий, соразмерно возможностям мышечного тонуса.
5.4.8 В игровых средствах для детей с НОДА сочетают разнообразные цвета и фактуры.
5.5 Игровые средства для детей с нарушениями речи
5.5.1 Игровые средства предназначены для детей с нарушениями речи.
5.5.2 Игровые средства предназначены для развития речевого дыхания и содержат элементы, обеспечивающие развитие силы, подвижности и точности движений органов речи, выработку направленной струи воздуха/выдоха.
5.5.3 Игровые средства, предназначенные для развития фонематического восприятия, допускают наличие звуковых элементов для воспроизведения речевых и неречевых звуков.
5.5.4 Игровые средства, предназначенные для логопедического массажа, выполняют в виде логопедического зонда, имеющего яркие цвета, различные формы, вибрационные элементы.
5.5.5 В игровых средствах для детей с нарушениями речи сочетают разнообразные цвета и фактуры.
5.6 Развитие/формирование психофизиологических особенностей у ребенка при использовании игровых развивающих средств возможно выявить с помощью методов наблюдения, психолого-педагогического эксперимента специалистами психолого-педагогического профиля.
Библиография
[1] | Большой психологический словарь/под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 811 с. | |
[2] | Бронников В.А., Зозуля Т.В., Кравцов Ю.И., Надымова М.С.; Словарь. Основы коррекционной педагогики, специальной психологии, комплексной реабилитации: учеб.-справ. пособие/под ред. В.А.Бронникова, О.Н.Тверской - Пермь, 2017. - 202 с. | |
[3] | Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с. | |
[4] | Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 200 с. | |
[5] | Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с. | |
[6] | Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 640 с. | |
[7] | Понятийно-терминологический словарь логопеда/под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с. | |
[8] | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70512244/#ixzz40uN5bSc8 (Дата обращения 03.11.2022) | |
[9] | Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 | О безопасности игрушек |
УДК 681.327.8:006.354
ОКС 11.180
Ключевые слова: развивающие игровые средства, адаптированные для детей, ограниченные возможности здоровья, дети с нарушениями развития, особые образовательные потребности, адаптация, коррекционно-развивающее обучение, специальное образование, игровая деятельность, психическое развитие, высшие психические функции, воспитание