Рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации
Постановление ЦИК России от 29.07.2020 N 262/1933-7 (ред. от 27.07.2022) О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) " Рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации"
1. Общие положения
1.1. Вопросы обеспечения избирательных прав инвалидов при проведении выборов в Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), федеральными законами "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации, иными законодательными актами.
1.2. Каждый гражданин Российской Федерации, являющийся инвалидом, имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через свободно избранных им тайным голосованием представителей, лично участвовать в тайном голосовании, основанном на всеобщем и равном избирательном праве, гарантированном, в частности, такими международно-правовыми актами, как Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (ратифицирована Российской Федерацией, Федеральный закон от 2 июля 2003 года N 89-ФЗ), Конвенция о правах инвалидов (ратифицирована Российской Федерацией, Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ), а также Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами (приложение к постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 16 мая 2011 года N 36-13).
1.3. Целью Рекомендаций по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации (далее - Рекомендации) является определение направлений деятельности избирательных комиссий всех уровней по созданию необходимых и достаточных условий для граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, способствующих реализации их избирательных прав.
Рекомендации также могут быть использованы в работе по обеспечению реализации избирательных прав граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами (пожилые люди, временно нетрудоспособные граждане, иные маломобильные группы населения).
1.4. В Рекомендациях рассматриваются особенности деятельности избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов применительно к следующим категориям инвалидов:
- слепые и слабовидящие;
- глухие;
- слепоглухие;
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
1.5. При взаимодействии избирательных комиссий с избирателями, являющимися инвалидами, должны соблюдаться нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, тактичность, терпимость, неразглашение медицинской тайны, невмешательство в сферу личной жизни гражданина.
1.6. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации в ходе подготовки и проведения выборов в Российской Федерации требуется принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нижестоящие избирательные комиссии, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления реализуют указанные меры в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласованными с ЦИК России.
2. Основные термины и понятия
В Рекомендациях используются следующие термины и понятия.
2.1. Доброволец (волонтер) (далее - волонтер) - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, не являющийся членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем, доверенным лицом избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, наблюдателем, оказывающий на безвозмездной добровольной основе помощь избирателю с инвалидностью.
2.2. Добровольческая (волонтерская) организация (далее - волонтерская организация) - зарегистрированная некоммерческая организация, привлекающая волонтеров для ведения добровольческой деятельности в целях обеспечения избирательных прав граждан с инвалидностью.
2.3. Избиратель, являющийся инвалидом (избиратель с инвалидностью) - гражданин, достигший возраста 18 лет, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, не признанный судом недееспособным, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
2.4. Категории инвалидности избирателей, имеющих нарушения, затрудняющие реализацию их избирательных прав:
- слепые и слабовидящие - лица, имеющие нарушения зрения;
- глухие - лица, имеющие нарушения слуха;
- слепоглухие - лица, имеющие одновременно нарушения зрения и слуха;
- избиратели с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата - лица, имеющие значительно выраженные нарушения функций верхних конечностей и/или нижних конечностей.
2.5. Маломобильные избиратели - лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
2.6. Организации социального обслуживания:
осуществляющие стационарное социальное обслуживание (дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, дом милосердия, специальный дом-интернат, в том числе для престарелых, психоневрологический интернат, специальный дом для одиноких престарелых, социально-оздоровительный центр, геронтологический центр, геронтопсихиатрический центр, иные организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание);
осуществляющие полустационарное социальное обслуживание (социально-реабилитационный центр, реабилитационный центр и т.д.);
осуществляющие социальное обслуживание на дому (центр социального обслуживания, в том числе комплексный и для граждан пожилого возраста и инвалидов, специализированная служба социально-медицинского обслуживания и т.д.);
предоставляющие срочные социальные услуги (служба срочного социального обслуживания, консультативный центр, иные организации, осуществляющие срочное социальное обслуживание) <1>.
--------------------------------
<1> В соответствии с примерной номенклатурой организаций социального обслуживания, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 года N 258н.
2.7. Специальная кабина для тайного голосования - конструкция, имеющая определенные параметры, позволяющие инвалиду, использующему кресло-коляску, беспрепятственно въехать/выехать в/из кабины, заполнить избирательный бюллетень <2>.
2.8. Специально оборудованное место для тайного голосования - столик с настольной ширмой, стенками, перегородками или иное аналогичное оборудование, имеющее определенные параметры, предназначенное для избирателей, заполняющих избирательный бюллетень сидя <2>.
--------------------------------
<2> Постановление ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации".
2.9. Сурдопереводчик - лицо, владеющее русским жестовым языком (вид невербального общения, сочетание жестов, мимики и артикуляции) и осуществляющее перевод устной речи на жестовый язык и наоборот.
2.10. Тактильные указатели - средства информации (носители информации, передаваемой инвалидам по зрению и воспринимаемой путем прикосновения); тактильные наземные (дорожные и напольные, предупреждающие и направляющие) указатели - средства отображения информации, представляющие собой рельефные полосы определенного рисунка и цвета, позволяющие инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение) <3>.
--------------------------------
"СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр).
2.11. Тифлосредства - технические средства адаптации и реабилитации, предназначенные для оказания содействия слепым и слабовидящим людям в получении доступа к любым сферам деятельности (например, электронная лупа, принтер для печати шрифтом Брайля, видеоувеличители, программа экранного доступа, брайлевский дисплей, тифломагнитола, тифлофлешплеер).
2.12. Тифлосурдопереводчик - лицо, владеющее языком общения со слепоглухими гражданами, основанным на тактильном взаимодействии (особенный дактильный (пальцевый) метод общения, метод "ладонь в ладонь").
2.13. Увеличенный шрифт для информационных материалов, предназначенных для слабовидящих избирателей, - гарнитуры шрифта, удобные для зрительного восприятия (Arial, Helvetica), не имеющие утончений и засечек, прямой, кегль - от 16 до 20 пунктов.
2.14. Шрифт Брайля - рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения слепыми и слабовидящими людьми.
3. Организация работы избирательных комиссий по подготовке ко дню голосования
3.1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (далее - ИКСРФ), территориальная избирательная комиссия (далее - ТИК) заблаговременно, до официального опубликования решения о назначении выборов, разрабатывают план мероприятий по обеспечению реализации пассивного и активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, и возлагают контроль за его исполнением на одного или нескольких членов соответствующей избирательной комиссии (далее - комиссия) с правом решающего голоса.
При формировании указанного плана рекомендуется предусмотреть мероприятия, направленные на обеспечение процесса голосования, на всех этапах подготовки и проведения избирательной кампании, в том числе организацию системной работы по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, по обеспечению дополнительным оборудованием помещений для голосования, в которых планируется голосование избирателей с инвалидностью, по информированию и правовому просвещению данной категории избирателей.
3.2. ИКСРФ, ТИК могут создавать рабочие группы по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, из представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их структурных подразделений, осуществляющих социальную защиту граждан (далее - органы социальной защиты населения), региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, общественных организаций инвалидов, организаций социального обслуживания, иных органов и организаций, представителей волонтерских организаций.
3.3. При формировании участковых избирательных комиссий (далее - УИК), резерва составов УИК рекомендуется в установленном порядке включать в состав УИК избирательных участков, на которых предполагается участие в голосовании избирателей с инвалидностью, представителей общественных организаций инвалидов, органов социальной защиты населения, организаций социального обслуживания, специалистов, владеющих русским жестовым языком (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), граждан с инвалидностью.
3.4. ИКСРФ, ТИК при организации обучения членов комиссий рекомендуется предусматривать проведение занятий на темы, связанные с особенностями реализации как активного, так и пассивного избирательного права граждан с инвалидностью, в том числе с организацией голосования избирателей, являющихся инвалидами. Обучение предлагается проводить с применением наглядных и практических методов (деловая игра), с привлечением представителей общественных организаций инвалидов и с учетом их рекомендаций, а также с использованием аудио- и (или) видеоматериалов по вопросам обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации.
Комиссиям рекомендуется в соответствии с Соглашением о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации при разработке совместно с территориальными органами МВД России методических рекомендаций и памяток для сотрудников полиции, слушателей и курсантов образовательных организаций МВД России по вопросам несения службы на объектах проведения голосования, обеспечения безопасности в период подготовки и проведения выборов предусматривать вопросы, касающиеся обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами.
4. Особенности обучения и организации работы членов комиссий, являющихся инвалидами
4.1. ИКСРФ, ТИК в случае назначения в составы комиссий членов комиссий с правом решающего голоса, являющихся инвалидами, при разработке программы (плана) обучения членов комиссий необходимо предусматривать проведение специальных занятий, программа проведения которых составлена с учетом особенностей обучения членов комиссий, являющихся инвалидами.
4.2. ИКСРФ, ТИК должны организовать обучение членов комиссий, являющихся инвалидами, с учетом категории их инвалидности и особенностей восприятия ими материала (информации), а именно:
для членов комиссий, имеющих нарушение зрения, - предоставлять обучающие материалы в аудиоформате, выполненные крупным шрифтом или шрифтом Брайля; размещать материалы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях возможного самостоятельного прочтения с использованием тифлосредств;
для членов комиссий, имеющих нарушение слуха, - предоставлять обучающие видеоматериалы с субтитрами; приглашать для участия в обучении сурдопереводчиков (тифлосурдопереводчиков);
для членов комиссий, имеющих нарушение функций опорно-двигательного аппарата, - оборудовать доступные и удобные помещения для проведения занятий, оказывать содействие в предоставлении транспорта для доставки на учебу и обратно.
4.3. Исключен. - Постановление ЦИК России от 27.07.2022 N 91/752-8.
4.4. Комиссиям целесообразно также проводить обучение представителей общественных организаций инвалидов, работников органов социальной защиты населения, иных организаций, которые будут задействованы в информационно-разъяснительной работе в период подготовки и проведения выборов, так как эти организации осуществляют постоянное взаимодействие с избирателями, являющимися инвалидами, а также обладают специальными знаниями и навыками общения с гражданами с учетом категории их инвалидности.
4.5. Комиссии должны уделять особое внимание созданию необходимых и достаточных условий для реализации полномочий членов комиссий, являющихся инвалидами, с учетом категории их инвалидности, в том числе оборудовать их рабочие места с учетом нарушенных функций здоровья и ограничения жизнедеятельности, предоставлять информацию и рабочие материалы комиссии в доступной к восприятию форме.
В соответствии с пунктом 16 статьи 20 Федерального закона, статьями 14 и 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе обеспечивать беспрепятственный доступ членов комиссий, являющихся инвалидами, в помещение комиссии и в помещение для голосования, к средствам связи и информации, по просьбе члена комиссии, являющегося инвалидом, оказывать содействие в обеспечении транспортом для посещения заседаний комиссии и исполнения иных полномочий члена комиссии.
4.6. Комиссиям рекомендуется привлекать членов комиссий, являющихся инвалидами:
к деятельности в составе рабочих групп по взаимодействию комиссий с общественными организациями инвалидов, обучению членов ТИК и УИК, резерва составов УИК;
к участию в мероприятиях, связанных с реализацией избирательных прав граждан с инвалидностью, при проведении которых требуется эффективное применение их знаний и навыков.
4.7. При распределении обязанностей между членами комиссии по организации проведения досрочного голосования граждан и голосования в день голосования, организации приема и оформления заявлений избирателей о включении в список избирателей по месту нахождения необходимо учитывать физические возможности членов комиссии, являющихся инвалидами.
5. Участие комиссий в обеспечении реализации пассивного избирательного права граждан с инвалидностью
5.1. В целях оказания содействия гражданам, являющимся инвалидами, в реализации их пассивного избирательного права в период подготовки и проведения выборов комиссиям во взаимодействии с общественными организациями инвалидов рекомендуется:
используя возможности организаций телерадиовещания, периодических печатных и электронных изданий, сети Интернет и иных технических средств передачи информации, предоставлять информацию о наименовании, дате проведения выборов, о сроках осуществления основных избирательных действий (и их исполнителях), в том числе об основных законодательных параметрах, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов, а также об адресах (в т.ч. электронных) и контактных телефонах комиссий, организующих выборы и осуществляющих прием документов по выдвижению и регистрации кандидатов, списков кандидатов;
оказывать содействие (по запросу кандидатов, избирательных объединений) в получении необходимых документов, связанных с реализацией пассивного избирательного права, предоставлять документы на специальных, доступных для восприятия носителях;
организовывать очные и дистанционные "школы кандидатов";
разрабатывать тематические памятки (о порядке выдвижения, порядке сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, порядке представления документов для регистрации, статусе кандидатов, порядке проведения агитации и т.д.).
5.2. Комиссиям необходимо оказывать содействие в реализации прав, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 33 Федерального закона, в случае, если выдвинутый кандидат (в том числе в составе списка кандидатов), являющийся инвалидом, не имеет возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом.
Комиссия обязана разъяснять, что в этих случаях кандидат, являющийся инвалидом, вправе воспользоваться помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона, должны быть нотариально удостоверены.
5.3. В случае проверки комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, комиссия должна учитывать положения пункта 11 статьи 37 Федерального закона, предоставляющие право избирателю с инвалидностью, не имеющему возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения.
В графе "Подпись" подписного листа должна проставляться подпись того избирателя, который оказывает помощь лицу, являющемуся инвалидом, а также его фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
5.4. В соответствии с пунктом 16 статьи 20 Федерального закона, статьями 14 и 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" комиссии, осуществляющие прием документов, совместно с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также их должностными лицами должны обеспечить с учетом категории инвалидности кандидатов следующие возможности реализации избирательных прав:
для инвалидов, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, - создание безбарьерной среды в помещении избирательной комиссии и в здании, в котором находится такое помещение;
для инвалидов по зрению - наличие визуальных и тактильных указателей, сопровождение членами комиссии по просьбе кандидата, ознакомление с текстовой информацией, расположенной в помещении комиссии;
для инвалидов по слуху - допуск сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика), дублирование голосовой информации текстовой.
5.5. Комиссии должны уделять особое внимание обеспечению равенства кандидатов, являющихся инвалидами, и учитывать их коммуникативные особенности при проведении жеребьевки по предоставлению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, а также при проведении указанными кандидатами агитации.
5.6. Комиссиям следует рекомендовать избирательным объединениям, выдвинувшим кандидатов, являющихся инвалидами, использовать информационные и обучающие материалы, подготовленные избирательными комиссиями.
5.7. Комиссии должны передавать в общественные организации инвалидов, в организации социального обслуживания, в библиотеки, в том числе специализированные, информационные и обучающие материалы, подготовленные для использования кандидатами, являющимися инвалидами.
6. Организация работы по получению (уточнению) сведений об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей на соответствующей территории
6.1. В соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона сведения о численности на соответствующей территории избирателей, являющихся инвалидами, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, по группам инвалидности и следующим видам стойких расстройств функций организма: зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие), опорно-двигательного аппарата (лица, имеющие значительно выраженные нарушения функций верхних конечностей или нижних конечностей) представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в течение соответствующего месяца Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений федерального реестра инвалидов: по субъектам Российской Федерации - в ЦИК России; по муниципальным образованиям - в ИКСРФ. ИКСРФ передают указанные сведения в ТИК.
6.2. ТИК организуют работу по уточнению указанных сведений по видам стойких расстройств функций организма с учетом данных, имеющихся в комиссиях по результатам предыдущей избирательной кампании.
6.3. ТИК во взаимодействии со структурными подразделениями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих социальную защиту населения, с учреждениями медико-социальной экспертизы, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, общественными организациями инвалидов, иными органами и организациями при уточнении сведений об избирателях, являющихся инвалидами, готовят информацию, содержащую следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, а также адрес фактического пребывания (если он отличается от адреса места жительства) гражданина, контактный номер телефона, категорию инвалидности (слепой или слабовидящий, глухой, слепоглухой, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).
6.4. Комиссиям в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона для организации досрочного голосования избирателей с инвалидностью в труднодоступных или отдаленных местностях, а также проживающих (находящихся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, рекомендуется заблаговременно получить соответствующую информацию.
6.5. На основании уточненных сведений ТИК совместно с УИК организуют во взаимодействии с представителями органов социальной защиты населения работу по выявлению избирателей, являющихся инвалидами, желающих в случаях, предусмотренных законом, подать в установленные законом сроки заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения, проголосовать (в том числе в течение нескольких дней подряд) вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка, проголосовать досрочно, дистанционно, а также работу по предоставлению специального автотранспорта, оказанию специализированной помощи, в том числе с привлечением волонтеров.
В этих целях комиссиям в соответствии с пунктом 16.2 статьи 20 Федерального закона рекомендуется заключать соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, направленные на выработку конкретных мер содействия избирательным комиссиям в работе по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами.
В указанных соглашениях, учитывая компетенции вышеназванных органов, рекомендуется определить порядок взаимодействия комиссии с соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, в частности:
определение форм и методов информационного обмена (об адресах места жительства, а также адресах фактического пребывания инвалидов);
оказание содействия в информировании избирателей с инвалидностью (распространение информации об основных избирательных действиях, в том числе о порядке включения в список избирателей по месту нахождения);
оказание содействия в передаче письменного заявления или устного обращения о голосовании вне помещения для голосования в случаях, предусмотренных законом;
оказание содействия в предоставлении возможности избирателю, который не сможет прибыть лично в ТИК, УИК, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), самостоятельно подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения;
выявление предпочтений по формам голосования (в помещении/вне помещения для голосования, досрочно, дистанционно);
оказание содействия органами социальной защиты населения в предоставлении автотранспорта для доставки инвалидов на избирательный участок;
привлечение представителей органов социальной защиты населения к обучению членов избирательных комиссий;
организация совместных мероприятий (семинаров, заседаний круглых столов, деловых игр).
При организации работы по уточнению сведений об избирателях с инвалидностью целесообразно учитывать информацию, полученную в результате составления паспортов маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, от места проживания до помещения для голосования, указанных в пункте 10.1 Рекомендаций.
7. Особенности организации информирования избирателей, являющихся инвалидами
7.1. Комиссии при подготовке планов работы по информационному обеспечению выборов должны предусмотреть необходимые меры, направленные на обеспечение информирования избирателей, являющихся инвалидами.
7.2. Комиссии могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей как самостоятельно, так и с привлечением органов социальной защиты населения, организаций социального обслуживания, общественных организаций инвалидов, волонтеров, специальных библиотек для слепых, иных организаций, размещая указанные материалы (по согласованию) в местах, наиболее часто посещаемых инвалидами всех категорий (органы социальной защиты населения, организации социального обслуживания, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, поликлиники, аптеки, библиотеки, социальные магазины и др.).
Комиссии могут оказывать консультативную, юридическую помощь избирателям с инвалидностью, используя возможности общественных "горячих линий" связи с избирателями, в том числе средств факсимильной, мобильной связи и интернет-ресурсов избирательных комиссий. Рекомендуется привлекать для данной работы представителей общественных организаций инвалидов, волонтеров.
Комиссиям рекомендуется в информационно-разъяснительной работе среди граждан с инвалидностью использовать возможности социальных сетей.
7.3. Комиссиям для информирования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, рекомендуется:
предусмотреть использование возможностей сети радиовещания;
подготовить в аудиоформате (на цифровых носителях) выпуски информационных материалов об избирательной кампании (дне, времени и месте голосования, основных избирательных действиях, а также необходимой контактной информации - телефонов, адресов УИК, ТИК), избирательных объединениях и кандидатах, участвующих в выборах, о порядке голосования, порядке заполнения избирательного бюллетеня и об осуществлении других избирательных процедур;
предусмотреть возможность подготовки информационных изданий (листков), напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля;
использовать для размещения информационных материалов, предназначенных для инвалидов по зрению, возможности сети Интернет, в том числе сайт ЦИК России, сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, их специализированные ресурсы и разделы, созданные для слабовидящих пользователей. При этом следует учитывать требования национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности", утвержденные приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 года N 589-ст, регламентирующего регулированию интернет-ресурсов для инвалидов по зрению;
абзац исключен. - Постановление ЦИК России от 27.07.2022 N 91/752-8;
использовать технические возможности библиотек для слепых, коррекционных школ, общественных организаций инвалидов, располагающих специальным оборудованием (тифлосредствами), на котором установлены компьютерные программы экранного доступа, преобразующие текстовые файлы в звуковые или тактильные сигналы (по возможности информация также может передаваться с использованием мобильной связи посредством отправки смс-сообщений, преобразующихся при их получении пользователем в голосовой сигнал);
направлять в специальные библиотеки для слепых необходимые информационные материалы, изготовленные избирательными комиссиями и адаптированные для данной категории избирателей.
7.4. Комиссиям для информационного обеспечения глухих граждан в период избирательных кампаний рекомендуется по возможности:
использовать текстовую передачу информации о выборах средствами факсимильной и мобильной связи (смс-сообщения);
во взаимодействии со средствами массовой информации предусматривать использование сурдоперевода или субтитрирования в телевизионном эфире информационных выпусков и тематических передач о ходе подготовки и проведения выборов.
7.5. Комиссиям необходимо обратить внимание, что слепоглухие граждане, используя соответствующие тифлосредства, имеют возможность получать информацию, размещенную в сети Интернет, а также переданную посредством мобильной связи (смс-сообщения).
7.6. Комиссиям для информационного обеспечения избирателей, пользующихся креслами-колясками, рекомендуется визуальную информацию о выборах располагать в публичных местах так, чтобы избиратели указанной категории могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий.
7.7. Комиссиям рекомендуется заблаговременно доводить до избирателей, являющихся инвалидами, информацию о возможности включения в списки избирателей по месту нахождения, голосования вне помещения для голосования, голосования по открепительным удостоверениям (в случаях, предусмотренных законом), досрочного голосования, дистанционного электронного голосования, голосования при содействии других лиц, а также информацию о проведении по решению избирательной комиссии, организующей выборы, голосования в течение нескольких (но не более трех) дней подряд в соответствии с пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона.
7.8. Необходимо рекомендовать избирательным объединениям, кандидатам, участвующим в выборах, обращать особое внимание на информационную работу с избирателями, являющимися инвалидами, изготавливать и распространять:
для слепых избирателей - агитационные материалы в аудиоформате (возможно в режиме радиовещания), печатные агитационные материалы (с использованием крупного шрифта и/или шрифта Брайля), в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет;
для глухих избирателей - агитационные материалы (видеоролики) с субтитрами и/или сурдопереводом, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет.
7.9. Комиссиям во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях повышения правовой культуры инвалидов, их интеграции в общество рекомендуется:
использовать различные формы информационно-разъяснительной деятельности, в том числе проведение выставок, форумов, деловых и ролевых игр, а также игр с элементами компьютерных технологий;
уделять внимание работе с молодыми и будущими избирателями;
проводить адаптированные к целевой аудитории мероприятия информационно-просветительской направленности в коррекционных школах, иных учебных заведениях, реабилитационных центрах, детских оздоровительных лагерях и т.д.;
использовать возможности организаций социального обслуживания для проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации избирательных прав инвалидов.
8. Оборудование избирательных участков и помещений для голосования
8.1. Комиссиям при оборудовании избирательных участков и помещений для голосования следует учитывать, что инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, однако для них необходимо создавать специальные условия, позволяющие им реализовывать свои права в полном объеме. Для наибольшей интеграции избирателей, являющихся инвалидами, в общественно-политическую жизнь избирательным комиссиям следует учитывать, что личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков должно быть приоритетным при выборе реализации ими активного избирательного права в день голосования.
Комиссиям рекомендуется согласовывать с общественными организациями инвалидов перечень специально оборудованных избирательных участков с учетом наличия мест компактного проживания избирателей соответствующей категории инвалидности.
При оборудовании избирательных участков и помещений для голосования также следует определять и учитывать потребности граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами.
8.2. При предоставлении главами местных администраций муниципальных образований помещений для голосования должны быть обеспечены условия для беспрепятственного доступа к данным помещениям избирателей, являющихся инвалидами, включая избирателей, пользующихся креслами-колясками: удобные подъездные и пешеходные пути, специальные места для стоянки личного автотранспорта, размещение помещений для голосования на первых этажах зданий либо наличие лифтов с широким проемом дверей, наличие пандусов, настилов, тактильных указателей, достаточное освещение.
8.3. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе пользующихся креслами-колясками, инвалидов по зрению, комиссиям следует направить ходатайства в соответствующие органы местного самоуправления об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей, иных необходимых приспособлений (возможно, временных), которые должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам Российской Федерации ("СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 904/пр).
8.4. Комиссии должны обеспечить условия для беспрепятственного голосования избирателей, являющихся инвалидами, в помещениях для голосования. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 12 статьи 61 Федерального закона).
8.5. В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, а также инвалидов по зрению, пользующихся услугами сопровождающих, в соответствии с нормативами технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6, может устанавливаться специальная кабина для тайного голосования (иное специально оборудованное место для тайного голосования).
8.6. Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась его доступность для инвалидов, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.
8.7. Комиссиям рекомендуется в рамках деятельности рабочих групп, создаваемых в соответствии с пунктом 3.2 Рекомендаций, в период избирательной кампании организовывать проверки помещений для голосования на их соответствие требованиям доступности, строительным нормам и правилам.
8.8. Для слепых и слабовидящих граждан на информационном стенде следует размещать информацию, выполненную крупным шрифтом и (или) с применением шрифта Брайля, обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень, в объеме, предусмотренном пунктами 3 и 4 статьи 61 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 61 Федерального закона избирательные участки, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением организующей выборы комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти - решением ИКСРФ.
С учетом потребностей указанной категории избирателей в кабинах для тайного голосования следует размещать средства оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и др.), дополнительное освещение, стулья.
8.9. При организации голосования граждан, являющихся инвалидами по зрению, для самостоятельного заполнения ими бюллетеней на избирательных участках могут использоваться специальные трафареты, имеющие прорези на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака волеизъявления избирателем. Указанные трафареты могут также содержать текст с фамилиями, именами, отчествами кандидатов и/или наименованиями избирательных объединений, а в случаях, предусмотренных законом, со словами "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), "За" и "Против", выполненный крупным шрифтом или шрифтом Брайля.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 63 Федерального закона перечень избирательных участков, для которых изготавливаются такие трафареты, определяется решением организующей выборы комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти - решением ИКСРФ.
9. О привлечении волонтеров к работе по обеспечению избирательных прав граждан с инвалидность
9.1. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" ИКСРФ как государственные органы субъектов Российской Федерации вправе привлекать к работе по обеспечению избирательных прав граждан с инвалидностью волонтеров как по своей инициативе, так и по инициативе волонтерских организаций.
9.2. Порядок взаимодействия с волонтерами или волонтерскими организациями и условия их участия в работе, связанной с обеспечением избирательных прав граждан с инвалидностью, рекомендуется определить в решении ИКСРФ (приложение N 2).
В решении ИКСРФ рекомендуется в том числе определить:
волонтерскую организацию (организации), привлекаемую (привлекаемые) посредством заключения соглашения к работе по обеспечению избирательных прав инвалидов, либо критерии, в соответствии с которыми должно происходить привлечение волонтеров по инициативе ИКСРФ;
период, на который волонтерская организация (организации) или волонтеры привлекаются к данной работе;
порядок организации работы волонтеров, в том числе примерный перечень волонтерских услуг;
права и обязанности волонтеров;
форму направления волонтеров в комиссии от волонтерских организаций или форму направления волонтеров от соответствующей комиссии для оказания помощи избирателям, в котором указывается поручение;
порядок и сроки представления направлений в комиссии;
форму нагрудного знака и/или иных знаков отличия волонтера;
порядок представления в волонтерские организации или волонтерам сведений об избирателях с инвалидностью, которым требуется содействие при реализации их избирательных прав (с указанием видов содействия);
порядок и сроки обучения волонтеров, в том числе с участием общественных организаций инвалидов, представителей органов социальной защиты населения;
виды поощрения волонтерской деятельности (например, благодарственные письма, фиксация деятельности в личной книжке волонтера, предоставление рекомендательных писем для трудоустройства, поступления в образовательное учреждение и др.);
ответственного за взаимодействие и организацию работы с волонтерами члена ИКСРФ с правом решающего голоса.
9.3. Условия участия волонтеров, привлекаемых к работе по обеспечению избирательных прав граждан с инвалидностью, могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре о безвозмездном выполнении волонтером работ и (или) оказании соответствующих услуг, который заключается между ИКСРФ и волонтером.
10. Особенности организации голосования избирателей, являющихся инвалидами
10.1. В целях обеспечения максимально возможной доступности маршрута движения избирателя, являющегося инвалидом, от места его проживания до помещения для голосования соответствующая избирательная комиссия может направить в органы социальной защиты населения, общественные организации инвалидов, волонтерские организации обращение о проведении совместной работы по составлению паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, от места его проживания до места проведения голосования (далее - паспорт маршрута).
В паспорте маршрута рекомендуется указывать следующую информацию: фамилию, имя, отчество избирателя с инвалидностью, адрес проживания, тип жилого помещения (многоквартирный/индивидуальный дом), наличие приспособлений, позволяющих выйти из квартиры, дома на улицу (лифты, подъемники, перила, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам), этаж проживания, номер телефона, возраст, категорию инвалидности (слепые и слабовидящие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слепоглухие), наличие лиц, готовых оказать помощь, наличие специального транспортного средства/сопровождающего до помещения для голосования, наличие на маршруте следования звуковых светофоров, оборудованных подземных переходов, наземных переходов с тактильными указателями, специально оборудованного муниципального автотранспорта с подъемниками, удобных подъездных путей к зданию, где находится помещение для голосования, наличие доступа к помещению для голосования (лифты, подъемники, поручни, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам), иную информацию о трудностях и проблемах, возникающих при передвижении от места жительства до помещения для голосования и обратно.
При составлении паспорта маршрута необходимо получить согласие избирателя на обработку его персональных данных с учетом требований Федерального закона "О персональных данных" по форме согласно приложению N 1 к Рекомендациям.
Заполненный паспорт маршрута может быть подписан избирателем, являющимся инвалидом, членом соответствующей комиссии с правом решающего голоса, а также представителем органа социальной защиты населения, представителем общественной организации инвалидов, волонтером.
По результатам анализа данных, указанных в паспорте маршрута, комиссия направляет:
в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления - предложения для принятия мер по обеспечению доступа инвалидов в соответствующее помещение для голосования;
в органы социальной защиты населения - обращения о выделении специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников, социального такси (с указанием количества пассажиров);
в волонтерские организации, общественные организации инвалидов - обращения об оказании соответствующей помощи, в том числе о привлечении к работе специалистов-сурдопереводчиков и/или тифлосурдопереводчиков, об оказании помощи в сопровождении избирателей, являющихся инвалидами, до помещения для голосования и другой необходимой помощи при реализации права на участие в выборах.
ИКСРФ с учетом требований Федерального закона "О персональных данных" может установить порядок и сроки хранения паспортов маршрутов.
10.2. Комиссии после получения соответствующих данных об избирателях, являющихся инвалидами, до дня голосования уточняют сведения о месте их голосования (в помещении для голосования или вне помещения для голосования) и о необходимости оказания им содействия.
Органы социальной защиты населения оказывают комиссиям содействие в получении данных сведений, в том числе на основании заключенного в соответствии с пунктом 16.2 статьи 20 Федерального закона соглашения.
10.3. Избиратели, являющиеся инвалидами, не имеющие возможности прибыть в помещение для голосования, в соответствии со статьей 66 Федерального закона имеют право обратиться в УИК с письменным заявлением, в том числе поданным с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), или устным обращением (в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования (далее - заявление (устное обращение).
Помимо этого с таким заявлением (устным обращением) также имеют право обратиться избиратели, не имеющие возможности прибыть в помещение для голосования в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися (инвалидами, больными).
С использованием ЕПГУ заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования подается в порядке и сроки, установленные ЦИК России.
10.4. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав голосование избирателей вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, установленные ЦИК России, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования. Особенности организации и проведения голосования вне помещения для голосования избирателей с инвалидностью содержатся в разделе 11 Рекомендаций.
10.5. При организации досрочного голосования избирателей с инвалидностью в труднодоступных или отдаленных местностях, а также избирателей, проживающих (находящихся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, членам комиссий, организующим досрочное голосование, необходимо иметь при себе информационные материалы, изготовленные в доступной для восприятия инвалидами форме, трафареты для заполнения избирательных бюллетеней и лупы.
10.6. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, принять участие в электронном голосовании, в соответствии с пунктом 10 статьи 64 Федерального закона вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем.
В таком случае избиратель устно извещает УИК о своем намерении воспользоваться помощью другого лица для заполнения избирательного бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю.
10.7. В помещении для голосования члены комиссии с правом решающего голоса по просьбе избирателя с инвалидностью могут оказывать содействие в ознакомлении с информацией об избирательных объединениях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, о зарегистрированных кандидатах, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования.
Члены комиссии должны обеспечить доступ инвалиду, имеющему собаку-проводника, в помещение для голосования.
10.8. Для организации самостоятельного голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования комиссиям рекомендуется использовать трафареты для заполнения избирательных бюллетеней.
Используя трафарет (трафарет-папку либо трафарет-накладку), избиратель сможет найти наименование избирательного объединения либо фамилию, имя, отчество зарегистрированного кандидата и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив избирательный бюллетень, избиратель достает его из трафарета и опускает в ящик для голосования.
10.9. На избирательные участки, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества слепоглухих, глухих избирателей, при содействии органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов рекомендуется привлекать к работе сурдопереводчиков (в том числе используя возможности онлайн-сурдоперевода), тифлосурдопереводчиков, социальных и медицинских работников.
10.10. В случае нахождения граждан, являющихся инвалидами, и других маломобильных граждан в местах временного пребывания, в том числе в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, комиссиям следует обеспечить реализацию их избирательных прав с учетом особенностей их категории инвалидности, ограничений по здоровью.
10.11. Для обеспечения реализации избирательных прав граждан с инвалидностью комиссиям рекомендуется принимать соответствующие меры по образованию избирательных участков в лечебно-профилактических учреждениях, организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, иных местах временного или постоянного компактного проживания инвалидов.
11. Особенности организации голосования граждан с инвалидностью вне помещения для голосования
11.1. Голосование вне помещения для голосования осуществляется исключительно по желанию избирателя, никто не имеет права принудить избирателя голосовать либо принудить его подать заявление (устное обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.
11.2. Голосование вне помещения для голосования проводится на основании заявления (устного обращения).
11.3. Заявление (устное обращение) может быть передано в УИК по просьбе избирателя другим лицом (например, родственником, соседом, работником органа социальной защиты населения, волонтером, а если избиратель находится в организации, осуществляющей стационарное социальное обслуживание, - через работников этой организации).
11.4. Передача в УИК сведений об избирателях, не обращавшихся с просьбой о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, работниками органов социальной защиты населения и другими лицами, указанными в пункте 11.3 Рекомендаций, не допускается.
Лицам, доставившим в УИК список, содержащий указанные сведения, в том числе работникам органов социальной защиты населения, члены УИК должны разъяснить, что голосование вне помещения для голосования может быть организовано только при условии подачи письменного личного заявления избирателя, в том числе поданного через ЕПГУ, либо его устного обращения. При этом в целях проведения голосования вне помещения для голосования руководитель организации, осуществляющей стационарное социальное обслуживание, может заблаговременно направить в УИК сведения об избирателях, изъявивших желание принять участие в голосовании.
Избиратель должен либо сам подтвердить свою готовность принять участие в голосовании, либо сделать это через медицинский персонал, обслуживающий пациентов.
11.5. При поступлении в УИК заявления (устного обращения) сведения об этом незамедлительно заносятся в реестр заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования (далее - Реестр).
Если заявление (устное обращение) не содержит каких-либо сведений, установленных пунктом 4 статьи 66 Федерального закона, то УИК вправе отказать в приеме заявления (устного обращения).
11.6. При проведении голосования вне помещения для голосования в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, необходимо учитывать следующее.
Голосование лучше всего проводить в специально отведенном руководством организации помещении, куда приглашаются избиратели, желающие реализовать свое активное избирательное право.
Голосование избирателей, не имеющих возможности проголосовать в специальном помещении (например, лежачие больные), обеспечивается членами УИК с правом решающего голоса в сопровождении медицинского персонала непосредственно в помещениях (палатах), в которых находятся указанные избиратели.
В целях соблюдения тайны волеизъявления избирателя рекомендуется использовать ширмы, имеющиеся в наличии в медучреждениях.
С учетом специфики психологического восприятия посторонних лиц пациентами рекомендуется использовать униформу (халаты) медицинского персонала.
Голосование должно проходить таким образом, чтобы наблюдатели могли наблюдать за его проведением.
11.7. Если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя (в том числе работника организации, осуществляющей стационарное социальное обслуживание), не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем.
В этом случае избиратель устно извещает членов УИК, проводящих голосование вне помещения для голосования, о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.
11.8. Члены УИК, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в Реестре.
В случае если в ходе проведения голосования вне помещения для голосования выяснится, что избиратель, данные о котором внесены в Реестр, не обращался с заявлением (устным обращением) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, или если избиратель отсутствует по указанному в Реестре адресу, или отказывается голосовать, - в Реестре (в выписке из Реестра) делается соответствующая отметка об этом.
11.9. При проведении голосования вне помещения для голосования, особенно при неблагоприятной эпидемиологической обстановке, рекомендуется использовать гигиенические средства индивидуальной защиты (например, бахилы, одноразовые перчатки, медицинские маски).
11.10. При проведении голосования вне помещения для голосования члены УИК обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию избирателя информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях.
11.11. При проведении голосования вне помещения для голосования осуществление фото- и (или) видеосъемки в жилом помещении членами УИК, наблюдателями в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно только при согласии владельцев помещения.
11.12. Предвыборная агитация при проведении голосования вне помещения для голосования не допускается. За нарушение данного запрета предусматривается ответственность в соответствии со статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11.13. Если в отношении граждан, являющихся инвалидами, и других маломобильных граждан в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования, комиссиям следует обеспечить реализацию их избирательных прав с учетом избранной меры пресечения (раздел 7 Методических рекомендаций по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 8 августа 2018 года N 174/1414-7) и особенностей их категории инвалидности, ограничений по здоровью.
12. Особенности работы с избирателями, являющимися инвалидами, подавшими заявления о включении в список избирателей по месту нахождения
12.1. В случае если законом предусмотрено включение гражданина в список избирателей по месту нахождения, ИКСРФ во взаимодействии с нижестоящими комиссиями необходимо организовать указанную работу в отношении граждан с инвалидностью и маломобильных избирателей.
В соответствии с порядком подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на соответствующих выборах, установленном ЦИК России, избиратель, который не может по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в пункт приема заявлений (далее - ППЗ), а именно в ТИК, УИК либо в МФЦ для подачи заявления, может устно или письменно (в том числе при содействии социального работника или иных лиц) обратиться по месту своего жительства или по месту, где он будет находиться в день голосования, в ТИК или в УИК в сроки, установленные указанным порядком, для предоставления ему возможности подать заявление вне ППЗ.
--------------------------------
<4> Сноска исключена. - Постановление ЦИК России от 09.06.2021 N 9/78-8.
12.2. УИК, в том числе по поручению вышестоящей ТИК, в установленные сроки обеспечивает посещение избирателя членом УИК с правом решающего голоса или лицом, привлеченным к работе в УИК по гражданско-правовому договору, с целью предоставления ему такой возможности.
Заявление избирателя регистрируется в Журнале регистрации заявлений с пометкой "Вне ППЗ" в графе "Примечание".
12.3. Избиратель при указанном посещении может устно или письменно заявить о своем желании проголосовать вне помещения для голосования.
12.4. УИК обеспечивает голосование избирателей, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, вне помещения для голосования в порядке, установленном статьей 66 Федерального закона и соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
12.5. Комиссиям необходимо обеспечить информирование избирателей с инвалидностью о порядке и сроках подачи заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения, в том числе о порядке голосования вне помещения для голосования, о местах расположения и режиме работы соответствующих комиссий.
13. Особенности коммуникации представителей избирательных комиссий с избирателями, являющимися инвалидами
13.1. Комиссии в своей работе с избирателями, являющимися инвалидами, должны учитывать их особенности, обусловленные категорией инвалидности.
13.2. При появлении в помещении для голосования избирателя, являющегося инвалидом, прежде всего следует выяснить, нуждается ли он в какой-либо помощи.
13.3. При общении с избирателем, являющимся слепым, рекомендуется общаться непосредственно с избирателем, а не с сопровождающим его лицом, в беседе с избирателем пользоваться разговорной лексикой, в помещении не следует отходить от него без предупреждения.
13.4. При работе с избирателем, являющимся глухим, рекомендуется общаться непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами, уточняющими действия, связанные с процедурой голосования. С таким избирателем можно общаться и в письменной форме либо через сурдопереводчика (в том числе используя возможности онлайн-сурдоперевода).
13.5. При работе с избирателем, являющимся слепоглухим, рекомендуется общаться через тифлосурдопереводчика.
13.6. При работе с избирателем, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить ему стул либо освободить у стола для выдачи избирательных бюллетеней место для кресла-коляски, предложить сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт. Содействие избирателю могут оказать волонтеры, сопровождающие избирателя либо находящиеся на избирательном участке.