СП 149.13330.2012 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Правила проектирования
(с изменениями № 1, 2)
Свод правил
Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Правила проектирования
Reabilitation center for children and teenagers with limited possibilities Rules of architectural design
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ О техническом регулировании, а правила разработки постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 О порядке разработки и утверждения сводов правил.
Сведения о своде правил:
- ИСПОЛНИТЕЛИ ООО Институт общественных зданий и ОАО ЦНИИЭП жилища
- ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 Строительство
- ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Управлением градостроительной политики
- УТВЕРЖДЕН приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 27.12.2012 г. № 113/ГС и введен в действие с 1 июля 2013 г.
- ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
- ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе Национальные стандарты, а текст изменений и поправок в ежемесячно издаваемых информационных указателях Национальные стандарты. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе Национальные стандарты. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет.
Введение
Настоящий нормативный документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, а также в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года и ратифицированной 3 мая 2012 г. — Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и [5]
Настоящий свод правил детализирует требования СП 59.13330 и должен применяться совместно с другими документами в области проектирования и строительства: СП 136.13330, СП 142.13330, СП 145.13330, СП 150.13330 и другие.
В нормативном документе реализованы требования Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ О техническом регулировании, Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
В своде правил представлены единые требования к реабилитационным центрам для оптимизации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Это позволит оптимизировать объемно-планировочных решений проектируемых зданий и определения объемов финансирования на строительство и организацию деятельности центров.
Свод правил выполнен: ООО Институт общественных зданий руководитель работы канд. архит., проф. А.М. Гарнец, отв. исполнитель канд. архит. Б.П. Анисимов; исполнители: д-р мед. наук, проф. Н.Ф. Дементьева (ФГБУ Федеральное бюро медико-социальной экспертизы ФМБА России), инж. Л.В. Сигачева, архит. Д.Д. Зыбина, при участии ОАО ЦНИИЭП жилища канд. архит., проф. А.А. Магай, канд. архит. Н.В. Дубынин, директор С.А. Новикова (СОГУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными здоровья Вишенки, г. Смоленск). Авторы разработки Изменения №1 — ООО «Институт общественных зданий: научный руководитель работы и отв. исполнитель — канд. архит. А.М. Гарнец, архит. Д.Д.Зыбина, архит. H.B.Каспер, при участии — д—р техн. наук М.М. Мирфатуллаев, д-р техн. наук Ю.М. Глуховенко, инж. В.В. Коновалова.
1. Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования зданий реабилитационных центров или их отделений, которые могут обеспечить организацию комплексной психологической, медицинской и педагогической реабилитациидетей с ограниченными возможностями здоровья (далее — OB3) и их родителей, а так же отделений абилитации детей раннего возраста при реабилитационных центрах и других учреждениях медицинского и социального обслуживания населения и образовательных организациях.
1.2 Положения свода правил распространяются на проектирование вновь строящихся объектов, а также на приспособление существующих зданий под реабилитационные центры или их отделения.
2. Нормативные ссылки
В настоящем своде правил даны ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 512562011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р ИСО 23600-2013 Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров.
ГОСТ Р 56305-2014 Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности
ГОСТ Р 528802007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. С изменением № 1
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты. С изменением № 1
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. С изменением № 1
СП 19.13330.2011 СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий
СП 42.13330.2011 СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 51.13330.2011 СНиП 23-03-2003 Защита от шума
СП 54.13330.2011 СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные СП 56.13330.2011 СНиП 31-03-2001 Производственные здания
СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
СП 106.13330.2012 СНиП 2.10.03-84 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения
СП 113.13330.2012 СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей
СП 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения
СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения
СП 137.13330.2012 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования
СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования
СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
ГОСТ 12.1.004-1991 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
CП 52.13330.2011 СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение
CП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования
CП 133.13330.2012 Сети проводного вещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования
CП 142.13330.2012 Здания центров ресоциализации. Правила проектирования
CП 150.13330.2012 Дома-интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования
СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (С изменениями)
СанПиН 2.4.1201-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
3. Термины и определения
Термины, применяемые в тексте, и их определения, а также сокращения, приведены в СП 59.13330, кроме того использованы следующие термины и определения:
3.1 иппотерапия: Физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду.
3.2 реабилитационный центр (центр комплексной реабилитации): Комплексное учреждение, включающее специализированные реабилитационные отделения различного профиля, а также подразделения для размещения и бытового обслуживания реабилитируемых детей, подростков, персонала и сопровождающих взрослых.
3.3 отделение (здесь): Профильная группа помещений, входящая в состав реабилитационного центра.
3.4 служба (здесь): Узкоспециализированное подразделение, входящее в состав какого либо отделения или самостоятельно выполняющее общие (административно- управленческие, хозяйственные или бытовые) функции.
3.5 техническое средство реабилитации человека с ограничениями жизнедеятельности: Любая продукция, инструмент, оборудование или технологическая система, используемые человеком с ограниченными возможностями здоровья для предотвращения, компенсации, ослабления или нейтрализации ограничений его жизнедеятельности.
3.6 абилитация: Система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
3.7 дети с ограниченными умственными или физическими возможностями (дети с OB3): По ГОСТ Р 52495.
4. Общие положения
4.1 Реабилитационный центр для детей с OB3 является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим комплексную реабилитацию детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебрального паралича (ДЦП), речевой патологии, с нарушениями органов слуха и органов зрения, а также с отклонениями в умственном развитии.
Реабилитационный центр включает необходимые элементы учебно-воспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительного учреждений, лесной школы и временного интерната (от 1 до 5 месяцев проживания). Он предназначен для комплексной реабилитации детей в возрасте от 3 до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.
По функциональной пожарной опасности здания реабилитационных центров следует относить к классу Ф1.1.
Требования безопасности для МГН, не изложенные в настоящем своде правил, должны приниматься по CП 59.13330.
4.2 Величину центра следует определять из расчета 100 мест на 1 тыс. детей с OB3, проживающими в городе или районе, возможны центры на несколько районов области. Минимально допустимая вместимость центра может составлять 50 мест, а максимальная величина центра, которым возможно управлять 300 мест.
Вместимость реабилитационного центра определяется количеством мест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах количество коек может быть ориентировочно принято равным 20 % количества мест (пропускной способности) дневного стационара.
4.3 Здания и помещения, предназначенные для размещения центра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения, которые приведены в приложении А, а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отоплением, водопроводом, канализацией, электричеством), иметь радио, телефон, Интернет и отвечать требованиям следующих нормативных документов СП 42.13330, СП 54.13330, СП 59.13330, СП 118.13330, СП 1.13130СП 5.13130, СанПиН 2.4.1201.
4.4 В составе реабилитационного центра следует предусмотреть:
- отделение медико-социальной реабилитации;
- отделение психолого-педагогической помощи;
- отделение дневного пребывания; стационарное отделение;
- административно-управленческую службу.
Состав реабилитационного центра изложен в [1].
Дополнительно на участке центра может быть предусмотрено отделение лечебной верховой езды (ЛВЕ). Требования к проектированию отделения ЛВЕ приведены в разделе 12.
4.5 Дополнительно в состав центра может быть включено отделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделение может размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Оно предназначено для выполнения следующих функций:
- выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;
- сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале и сведений о его семье;
- разработки индивидуальной программы абилитации и реабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств;
- координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий;
- создания компьютерной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями здоровья в городе или районе и о реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.
4.6 Центр также может включать в себя отделение абилитации детей раннего возраста, предназначенное для комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям в возрасте от двух месяцев до трех лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям.
5. Участки реабилитационных центров
5.1 Реабилитационные центры должны размещаться на отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200. При проектировании следует учитывать также требования СП 51.13330, СП 54.13330, СП 56.13330, ГОСТ Р 52875, ГОСТ Р 52880, ГОСТ Р 51648, ГОСТ Р 51256, СП 113.13330.
5.2 Площадь участка реабилитационного центра (усредненную) следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, которая составляет не менее:
- при вместимости 80 обслуживаемых детей с OB3 и менее 200 м2/место;
- при вместимости более 80 обслуживаемых детей с OB3 160 м2/место.
5.3 На участке реабилитационного центра могут быть размещены:
- групповые (прогулочные) озелененные площадки с навесами;
- физкультурно-оздоровительные площадки, в том числе с местом для подвижных игр, беговой дорожкой (не менее 30 м), ямой для прыжков (2×4 м), местом для размещения гимнастических снарядов;
- площадки для спортивных игр;
- открытые бассейны;
- хозяйственная площадка;
- автостоянка.
5.4 Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленение и благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, как помещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи и социально-педагогической реабилитации.
Эти площадки и прогулочные зоны должны быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для подростков с OB3, а так же площадки для детей в возрасте до трех лет, при наличии отделения абилитации;
Игровые площадки должны включать в себя зоны или элементы для детей, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. На площадках для детей раннего возраста необходимо предусматривать места для размещения родителей (коммуникационное пространство достаточного размера, скамьи для отдыха).
5.5 Игровые площадки могут иметь травяное, гравийное, гравийно-песочное или песочное покрытие, или покрытие из экологически безвредных искусственных материалов.
5.6 Игровые площадки могут иметь различную форму и размеры площади, позволяющие достаточно легко размещать их среди других площадок и объектов на территории участка реабилитационного центра, где необходимо предусматривать также постройки и подсобные складские помещения для хранения нестационарного оборудования и инвентаря.
5.7 Для детей с частичной потерей зрения на участке реабилитационного центра необходимо устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек для бега или разбега перед прыжком не менее 1,5 м.
5.8 По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следует предусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями.
5.9 На гимнастических площадках для реабилитации предусматривается дополнительное оборудование:
- брусья длиной 35 м, устанавливаемые на различных покрытиях (песок или трава, или амортизирующее синтетическое покрытие);
- манеж размером 2×3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям;
- надувной бассейн размером 2×3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковыми шариками.
5.10 Игровые площадки для детей с OB3 младших возрастов оборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтами или устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать под ними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклонным плоскостям без больших усилий.
5.11 На территории детского реабилитационного центра могут быть размещены:
- площадка для мини-волейбола общим размером 8×16 м (играют от 2 до 6 детей);
- площадка для игры в бадминтон размером 8×15 м (играют от 2 до 4 детей);
- площадка для мини-баскетбола общим размером 16×19 м (играют 10 детей);
- городошная площадка размером 15×30 м (играют от 2 до 10 детей);
- площадка для настольного тенниса размером 4,5×7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которых играют от 2 до 4 детей);
- площадка для наземного бильярда размером 1,7×3,0 м, с бортами высотой 12 см и грунтовым покрытием из минеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут быть деревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей);
- площадка для мини-футбола и различных игр с мячом размером 18×25 м (играют до 12 детей).
5.12 Вокруг площадок для занятий детей с OB3 следует предусматривать полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок не менее 3 м. Эти полосы являются продолжением площадок для занятий и позволяют беспрепятственный выкат колясок за пределы площадок.
5.13 При озеленении территории детского реабилитационного центра большое внимание должно быть уделено размещению и устройству газонов, свободных для доступа детей-инвалидов, размещению декоративных растений, цветников, клумб. Кроны деревьев должны служить навесами в жаркую погоду и создавать тень для защиты детей с OB3 от избыточного солнечного облучения.
5.14 Высокие деревья (а также молодые посадки высокоствольных пород) должны быть удалены от основных зданий не менее чем на 1015 м, чтобы не нарушать прямой солнечной инсоляции помещений в этих зданиях.
Участок реабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м. Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на 0,4 м, а также применение живой изгороди.
5.15 На участке следует предусматривать подъезды, а также возможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездных путей должна иметь твердое покрытие.
5.16 На хозяйственной площадке размещают складские постройки, гараж, конюшню, мусоросборники и т. п.
Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие, размещаться при входах в помещения кухни реабилитационного центра. Размещение хозяйственной площадки около групповых (прогулочных) и физкультурных площадок не допускается.
5.17 В связи с тем, что во многих случаях участок реабилитационного центра имеет ограниченные размеры, для территории участка нормируется только вместимость служебной стоянки для служебных автомобилей и личного транспорта работающих из расчета 15 % числа работающих в максимальную смену.
Для сопровождающих взрослых, привозящих детей с OB3, а также временно проживающих с ними в реабилитационном центре и в гостинице при нем автомобильные стоянки предусматривают по заданию на проектирование, в зависимости от конкретной градостроительной ситуации (СП 113.13330).
При размещении парковочных мест на стоянках автомобилей для личного транспорта работающих и посетителей следует предусматривать места для хранения (стоянки) электромобилей, оборудованные зарядными устройствами, в соответствии с требованиями СП 113.13330. Расчетную потребность парковочных мест, оборудованных зарядными устройствами, следует устанавливать в соответствии с заданием на проектирование, но не менее установленных СП 42.13330.
5.18 Стоянка автомобилей должна быть удалена от основных корпусов (или здания) реабилитационного центра не менее чем на 50 м. Территория стоянки должна быть отгорожена и недоступна для посторонних лиц и для игр детей и подростков (СП 113.13330).
6. Объемно-планировочные решения
6.1 Организацию реабилитационных центров целесообразно объединить в три функциональных блока (рисунок А.1):
- блок реабилитации, состоящий из помещений медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи; отделения абилитации (по заданию на проектирование);
- блок размещения, состоящий из помещений приемного и консультативного отделений, отделения дневного пребывания и стационара, включающего отделение круглосуточного пребывания и отделение Мать и дитя;
- блок управления, состоящий из помещений служб управления и служб организации реабилитационной деятельности, а также административно- управленческой службы и дирекции.
Реабилитационный центр необходимо размещать в одном здании или в комплексе взаимосвязанных корпусов, сосредоточенных на одном участке.
6.2 При проектировании помещений, в которых находятся дети с OB3, необходимо учитывать требования следующих документов: СП 118.13330, СП 59.13330, СП 136.13330, СП 137.13330, СП 138.13330, СанПиН 2.1.3.2630.
6.3 Оптимальная высота зданий реабилитационных центров принимается двухэтажной. Допускается при обосновании повышать высоту до четырех этажей. Помещения постоянного пребывания детей рекомендуется размещать на нижних этажах. Высота этажа должна приниматься равной 3,3 м от пола до пола. Высоту жилых помещений допускается принимать равной высоте этажа жилого дома.
6.4 Помещения приемно-вестибюльной группы, консультативного отделения размещают вблизи от кабинетов врачей-специалистов блока реабилитации, которые ведут прием в консультативном отделении.
6.5 Помещения врачебных кабинетов и лечебно-восстановительных процедур должны группироваться вокруг так называемых ожидальных (помещений для пациентов). При этом необходимо планировочно разделять влажную и сухую зоны, характеризующиеся различными температурно-влажностными режимами и требованиями к техническому оборудованию.
6.6 Помещения отделения лечебной физкультуры, массажного кабинета и бассейна следует группировать в едином блоке и предусматривать их удобную взаимосвязь.
6.7 Входы в здания следует проектировать в соответствии с СП 59.13330.
6.8 Входные двери в здания, сооружения и помещения, предназначенные для пребывания детей с OB3, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения пациентов не допускается. Причем наружные входы в здания реабилитационного центра следует проектировать с тамбуром в соответствии с СП 59.13330.
6.9 Пути эвакуации из зданий реабилитационных центров для детей и подростков с OB3 следует расчитывать по установленным или апробированным методикам с учетом динамики опасных факторов по ГОСТ 12.1.004 пожара и психофизиологических возможностей детей с OB3.
7. Состав и площади помещений отделения медико-социальной реабилитации
7.1 Общие положения
7.1.1 Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья путем следующих медико-социальных и медико-консультативных мероприятий:
- согласование и координация выполнения реабилитационных программ с лечебными учреждениями города или района;
- работа по освоению, внедрению и использованию прогрессивных традиционных и новых методик, технологий и методов реабилитации;
- проведение медико-социального патронажа семей, имеющих детей, нуждающихся в реабилитации, обучение родителей реабилитационным мероприятиям в домашних условиях для обеспечения их непрерывности совместно с центром реабилитации;
- проведение лечебных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
7.1.2 Отделение медико-социальной реабилитации может состоять из двух подразделений (рисунок А.2):
- восстановительного лечения;
- медико-инженерной службы.
7.1.3 Минимальные площади помещений отделения приведены в таблицах 17. При специфических методах лечения и дополнительных манипуляциях площади могут при обосновании увеличиваться.
7.2 Подразделение восстановительного лечения
7.2.1 В подразделение восстановительного лечения включают следующие функциональные группы помещений:
- кабинеты врачей-специалистов;
- подразделение физических методов лечения;
- подразделение нетрадиционных методов лечения;
- вспомогательная служба подразделения.
Кабинеты врачей-специалистов
7.2.2 Набор кабинетов врачей-специалистов определяется исходя из принимаемого соотношения численности пациентов с различными нарушениями.
Для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с нарушениями психики, включая с ДЦП, можно использовать одни и те же кабинеты, предназначенные для невропатолога, психиатра, психолога, ортопеда-травматолога и логопеда.
Для реабилитации детей с нарушениями слуха должен быть предусмотрен кабинет ЛОР-сурдолога.
Для реабилитации детей с нарушениями зрения должен быть предусмотрен кабинет офтальмолога.
Минимальные площади кабинетов различных специалистов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Помещения специалистов | Площадь, не менее, м2 |
---|---|
Кабинет невролога | 15 |
Кабинет психиатра | 15 |
Кабинет психолога | 15 |
Кабинет ортопеда-травматолога | 18 |
Кабинет логопеда (с учетом групповых занятий) | 18 |
Кабинет ЛОР-сурдолога: помещение врачебного приема звукоизолированная кабина |
18 8 |
Кабинет офтальмолога | 18 |
Кабинет педиатра | 15 |
Кабинет стоматолога | 15 |
Подразделение физических методов лечения (рисунок А.3)
Отделение кинезотерапии
7.2.3 В состав помещений отделения кинезотерапии включаются:
- зал для групповых занятий на 10 чел.;
- кабинет для индивидуальных занятий;
- тренажерный зал;
- кабинет развития сенсорики;
- массажный кабинет.
Ориентировочные площади помещений отделения кинезотерапии приведены в таблице 2.
Таблица 2
Помещения | Ориентировочная площадь, м2 |
---|---|
Зал для групповых занятий на 10 чел. | 60 |
Раздевальная с душевыми | 20 |
Кабинет для индивидуальных занятий | 12 |
Тренажерный зал | 70 |
В том числе площадь на один тренажер при необходимости создания условий подхода и работы в различных положениях с посторонней помощью | 12-15 |
Кабинет развития сенсорики | По расчету |
Массажный кабинет | По расчету |
Отделение физиотерапии
7.2.4 Отделение физиотерапии формируется из следующих помещений:
- кабинет электро-, светолечения (ФТО);
- кабинет озекерито-парафинолечения (теплолечения).
Ориентировочные площади помещений отделения физиотерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 3.
Таблица 3
Помещения | Площадь, м2 |
---|---|
1 Кабинет электро-, светолечения В том числе: процедурная из расчета площади на одну кушетку минимальная площадь кабинета |
По расчету 4 12 |
2 Кабинет озекерито-парафинолечения: помещения для проведения лечебных процедур из расчета площади на одну кушетку минимальная площадь кабинета |
4 12 |
3 При кабинетах электро-, светолечения и теплолечения предусматриваются вспомогательные помещения | 6 |
Отделение климатологии и ЛВЕ
7.2.5 Состав и площади отделений климатологии и ЛВЕ определяются по заданию на проектирование.
Отделение термогидротерапии
7.2.6 Отделение термогидротерапии формируется на базе бальнеологического комплекса, который может иметь следующий состав:
- ванный зал;
- помещения для лечения движением в воде;
- душевой зал;
- сауна;
- бассейн.
Ориентировочные площади помещений отделения термогидротерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 4.
Таблица 4
Помещения | Ориентировочная площадь, м2 |
---|---|
1 Ванный зал В том числе: площадь на 1 ванну (без площади рабочего коридора) помещение для раздевания и одевания пациентов из расчета 2 места на 1 ванну, при площади одного места площадь прохода на каждое место (при ширине рабочего коридора со стороны окон не менее 1,2 м) комната отдыха пациентов из расчета площади на 1 кушетку комната обслуживающего персонала из расчета площади на одну ванну (но не менее 8 м2) |
По расчету 6 4 2 6 1,5 |
2 Помещение для лечения движением в воде В том числе площадь ванны (при глубине ванны 0,7 м) |
42 20 |
3 Душевой зал В том числе кабины для душевых установок |
Не менее 25 1,5 |
4 Помещение для укутывания пациентов из расчета площади на 1 кушетку (но не менее 12 м2) | 6 |
5 Помещение для раздевания и временного хранения кресел- колясок | 10 |
6 Помещение для процедур подводного душа-массажа шириной не менее 2,5 м2 с ванной вместимостью 400–500 л с возможностью подхода к ней с трех сторон | 28 |
7 Сауна: раздевальная душевая уборная комната отдыха камера сухого жара помещение для хранения кресел-колясок |
15 2,4–4 3,5 18 10 10 |
8 Бассейн: помещение лечебного бассейна для занятий гидрокинезотерапией с габаритом ванны 54 м (глубина бассейна для детей 0,51,0 м с равномерным понижением) душевые кабины при лечебных бассейнах с площадью каждой кабины раздевальная для бассейна с полезной площадью на 1 человека комната отдыха при бассейне из расчета площади на 1 пациента туалеты помещение для персонала кладовая моющих и дезинфицирующих средств |
54 3 1,2 2 По расчету 15 8 |
Подразделение нетрадиционных методов лечения
7.2.7 В последние годы приобретает популярность лечение нетрадиционными методами, примерный состав и площади помещений даны в таблице
Таблица 5
Помещения | Ориентировочная площадь, м2 |
---|---|
Кабинет мануальной терапии | 18 |
Кабинет биокоррекции в составе: кабинет врача для индивидуального приема кабинет групповой биокоррекции |
12 36+2 |
Вспомогательная служба
7.2.8 Ориентировочная площадь и помещения даны в таблице 6.
Таблица 6
Помещения | Ориентировочная площадь, м2 |
---|---|
Вспомогательная служба: аптека стерилизация процедурная |
По заданию То же 12 |
7.3 Медико-инженерная служба
7.3.1 В состав реабилитационного центра по заданию на проектирование может быть включена медико-инженерная служба, которая состоит из двух отделений:
- отделения коррекции передвижения;
- отделения реабилитационной инженерии.
7.3.2 Ориентировочные площади помещений отделений медико-инженерной службы приведены в таблице
Таблица 7
Помещения | Ориентировочная площадь, м2 |
---|---|
Отделение коррекции передвижения:
пункт приема и выдачи заказов помещение примерки и подгонки протезов: подгоночная мастерская примерочная протезов кабинет обучения пользования протезами гипсовая |
30 9 18 24 8 |
Отделение реабилитационной инженерии: помещение приема заказов на адаптацию жилища для детей с OB3 подсобное помещение для хранения материалов, технических средств и инструментов |
15 15 |
8. Состав и площади помещений отделения психолого-педагогической помощи
8.1 Подразделения психолого-педагогической помощи предназначены для следующих психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий:
- определение формы обучения детей с OB3, воспитывающихся в домашних условиях (совместно с органами образования);
- психолого-коррекционная работа с детьми и подростками с ОВЗ, а также консультирование их родителей по вопросам семейного воспитания;
- организация досуга детей и подростков с ОВЗ, в том числе с их родителями, организация клубной и кружковой работы, летних оздоровительных лагерей и т.п.;
- проведение профориентации и трудотерапии детей и подростков, организация профессионального обучения и организация их труда и труда членов их семей на дому.
8.2 В составе отделения психолого-педагогической помощи предусматриваются (рисунок А.4):
- служба психологической реабилитации;
- служба социально-педагогической реабилитации;
- служба социально-бытовой реабилитации;
- социально-культурный центр;
- служба социальной защищенности.
Служба психологической реабилитации
8.3 Для службы психологической реабилитации предусматриваются кабинеты психотерапии, психоразгрузки и телефон доверия, площади которых принимаются не менее требований по СанПиН 2.1.3.2630, при обосновании допускается принимать площади по таблице 8.
Таблица 8
Помещения | Ориентировочная площадь, м2 |
---|---|
Кабинет психотерапии: кабинет индивидуальной психотерапии кабинет групповой психотерапии |
14 36+2 |
Помещение телефона доверия | 12 |
Служба социально-педагогической реабилитации
8.4 Служба социально-педагогической реабилитации состоит из следующих подразделений (рисунок А.5):
- отделение педагогической помощи;
- специализированные классы и кабинеты;
- отделение трудотерапии и профориентации.
Ориентировочные площади помещений службы социально-педагогической реабилитации приведены в таблице 9.
Таблица 9
Помещения | Ориентировочная площадь, м2 |
---|---|
Отделение педагогической помощи:
кабинет психолога кабинет педагога кабинет дефектолога |
12 12 18 |
Специализированные классы (на (на 4−5 мест):
кабинет коррекции памяти класс кондуктивной педагогики сенсорная комната кабинет игротерапии класс музыкотерапии изостудия артистическая студия класс пластики кабинет работы с родителями |
30 30 18-36 48 50 40 30 36 36 |
Отделение трудотерапии и профориентации:
кабинет трудотерапии (на 5 мест) кабинет профориентации учебный класс по профподготовке (на 6−10 чел.) производственный участок (мастерские): слесарная мастерская швейно-вязальная мастерская картонажно-переплетная мастерская склад сырья и готовой продукции комната инструктора по трудотерапии гончарный цех мастерская лепки мастерская по обработке древесины (столярная) |
30 40 48 36 36 36 36 12 50 30 50 |
8.5 Площади учебных помещений проектируются по нормам домов-интернатов с учетом специфики организации проведения занятий с детьми с OB3 из расчета не менее 3 м2 на одно место.
Служба социально-бытовой реабилитации
8.6 Для службы социально-бытовой реабилитации предусматриваются:
- кабинеты специалистов-педагогов;
- специализированные помещения.
Ориентировочные площади помещений службы социально-бытовой реабилитации приведены в таблице 10. Площадь уточняется заданием на проектирование.
Таблица 10
Помещения | Ориентировочная площадь, м2 |
---|---|
Кабинеты специалистов-педагогов, в том числе кабинет для индивидуальной работы педагога с ребенком с OB3 (число кабинетов устанавливается по расчету) | 12 |
Специализированные помещения: класс домоводства кабинет-модель жилого комплекса (для занятий 10−12 чел.) помещение модели коммуникативных систем (ландшафтные модели) |
30 36 36 |
Социально-культурный центр
8.7 Социально-культурный центр состоит из помещений киноконцертного зала, библиотеки и спортивного зала (рисунок А.4). Ориентировочные площади помещений приведены в таблице 11, в зависимости от вместимости реабилитационных центров (от числа мест для детей с OB3).
Таблица 11
Помещения | Ориентировочная площадь, м2, для помещений, при расчетном числе реабилитируемых детей-инвалидов | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
50 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | |
Киноконцертный зал из расчета 1 м2/место в зале | По заданию на проектирование | |||||
Эстрада при зале | - | 27 | 27 | 30 | 30 | 40 |
Библиотека | 50 | 50 | 50 | 50 | 70 | 70 |
Спортивный зал для проведения коллективных игр, выступлений и состязаний, с местами для зрителей | 108 (9×12м) | 162 (9×12м) | 162 (9×12м) | 288 (12×24м) | 324 (18×18м) | 324 (18×18м) |
Раздевальные с душевыми | 20 | 30 | 30 | 40 | 60 | 80 |
Комната инструкторов | 8 на одного инструктора | |||||
Инвентарная | 12 | 12 | 12×2 | 12×2 | 12×3 | 12×3 |
Служба социальной защищенности
8.8 Служба социальной защищенности включает: справочно-информационный кабинет, кабинет юриста, кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству, зал для проведения групповых тренингов с родителями, также желательно предусмотреть отдельный вход с улицы с холлом, гардеробной и санузлами. Ориентировочные площади основных помещений приведены в таблице 12;
Таблица 12
Помещения | Ориентировочная площадь, м2 |
---|---|
Справочно-информационный кабинет | 12 |
Кабинет юриста | 12 |
Кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству | 6 м2/чел. (но не менее 12) |
Зал для проведения групповых тренингов с родителями | 30 |
9. Состав и площади помещений блока размещения
9.1 В блоке размещения предусматривают следующие подразделения:
- приемное отделение;
- консультативное отделение;
- отделение дневного пребывания;
- стационар: отделение круглосуточного пребывания;
- отделение Мать и дитя.
9.2 Ориентировочный набор помещений приемного отделения: вестибюль, уборная, гардероб верхней одежды, смотровая, санпропускник.
9.3 В отделении дневного пребывания предусматриваются помещения для:
- реабилитационных группы, объединяющие детей с ОВЗ по состоянию здоровья и возрасту (численность детей и подростков в одной реабилитационной группе устанавливается от пяти до десяти человек);
- учебных занятий детей и подростков, проживающих в домашних условиях;
- питания, дневного сна, досуга, игротерапии и трудотерапии.
9.4 В стационарном отделении предусматриваются помещения для:
- реализации программ медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях круглосуточного пребывания в центре, причем численность детей и подростков в реабилитационной группе стационарного отделения не должна превышать семи человек и в одном стационарном отделении может быть оборудовано не более пяти реабилитационных групп;
- обеспечения учебной, лечебно-реабилитационной, познавательной, игротерапевтической, досуговой и иной деятельности детей и подростков, а также процессов возможного их самообслуживания;
- помещения для сна, бытового обслуживания и питания.
9.5 Помещения, предназначенные для обучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской помощи и психолого-коррекционной работы, могут предусматриваться общими для отделений дневного и стационарного пребывания.
9.6 Помещения стационарного пребывания для размещения и проживания детей должны иметь:
- групповые ячейки для детей дошкольного возраста;
- учебно-жилые ячейки для младшего школьного возраста;
- жилые ячейки для детей среднего и старшего возраста.
Состав и размеры групповых ячеек для детей дошкольного возраста следует принимать в соответствии с требованиями СП 118.13330.
9.7 Площадь помещений в жилых ячейках принимается из расчета на одного проживающего не менее:
- для спальных комнат 6 м2 на ребенка, но не менее 12 м2;
- для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) 3 м2;
- для классных комнат в учебно-жилых ячейках 2,5 м2, но не менее 12 м2;
- для уборных с душевой (при жилой комнате) не менее 4 м2;
- для помещений сушки одежды 0,35 м2.
9.8 На жилую ячейку может предусматриваться ванная комната, в которой устанавливается подъемник для инвалида-колясочника.
9.9 В отделении «Мать и дитя» предусматривают: спальные комнаты для матери с ребенком, санузлы, гостиную-буфетную, игровую. Ориентировочные площади помещений отделения (на 4 ребенка с родителями) приведены в таблице 13.
Таблица 13
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
4 двухместные спальные комнаты (4x12) м2 |
48 |
Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, ванна) на 2 комнаты (2х6) м2 |
12 |
Гостиная-буфетная |
24 |
Игровая |
12 |
10. Помещения блока управления
10.1 Блок управления формируется из следующих групп помещений (рисунок А.6): административно-управленческого персонала; служебного и хозяйственно-бытового назначения, пищеблока.
10.2 В составе помещений административно-управленческого персонала, а также служебного и хозяйственно-бытового назначения предусматриваются: вестибюль с гардеробом; холл для посетителей; приемная с местом для секретаря; кабинет директора РЦ; кабинет заместителя директора; рабочие кабинеты специалистов; бухгалтерия; касса; кабинет заведующего хозяйством; архив; помещения отдыха для водителей служебного транспорта; кладовая уборочного инвентаря; бытовые помещения для технического персонала; помещение охраны.
Площади этих помещений должны соответствовать вместимости и штатному расписанию реабилитационного центра. Они могут быть определены на основании показателей (на одного человека или минимальных площадей), предусмотренных в СП 118.13330 по заданию на проектирование.
10.3 В составе пищеблока должны быть раздельные обеденные залы для детей и персонала.
10.4 Обеденные залы для детей проектируются с учетом организации питания, как правило, в одну смену. Площадь обеденного зала определяется из расчета на одно место, м2, не менее:
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...............2,5;
- для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и ДЦП...............1,6;
- для детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями интеллекта...............1,3.
10.5 Помещения блока управления реабилитационного центра должны отвечать требованиям СП 118.13330.
11. Помещения блока гостиницы
11.1 Для взрослых, сопровождающих детей и подростков, а также занимающихся с ними в реабилитационном центре (для родителей, родственников, опекунов, волонтеров и других) необходимы помещения для проживания отдельно от детей и подростков.
11.2 Число жилых помещений зависит от необходимой общей вместимости блока гостиницы и числа мест в каждом номере. Для обеспечения необходимых бытовых условий целесообразно предусматривать номера на два места. Эти номера могут быть спаренными с одним общим санузлом площадью 6 м2.
11.3 В составе помещений блока гостиницы предусматриваются: вестибюль с гардеробом; камера хранения; буфет; помещение администратора; санитарно-бытовой блок; номера на два места; комната дежурного персонала; кладовые чистого и грязного белья; кладовая уборочного инвентаря; комната чистки и глажения одежды; душевая с умывальником и унитазом.
Площади этих помещений определяются в задании на проектирование в соответствии с СП 118.13330.
12. Отделение лечебной верховой езды (отделение ЛВЕ)
12.1 В составе реабилитационного центра по заданию на проектирование может быть организовано отделение иппотерапии — лечения людей с привлечением лошадей. Отделение ЛВЕ может относиться как к подразделению физических методов лечения, так и к отделению психолого-педагогической помощи. Настоящий раздел распространяется на проектирование вновь организуемых и реконструируемых зданий и сооружений блока ЛВЕ при реабилитационных центрах, а также при различных конно-спортивных комплексах.
12.2 При проектировании блока ЛВЕ, а также отдельных зданий и сооружений для них, кроме настоящего свода правил, следует учитывать требования СП 19.13330 и СП 106.13330. Параметры внутреннего воздуха в здании для содержания лошадей и в других зданиях приводятся в [2] и [3].
12.3 Размеры отделений ЛВЕ, номенклатуру отдельных зданий и сооружений следует принимать с учетом возможности его размещения на участке реабилитационного центра.
12.4 Площадка для строительства отделения ЛВЕ должна соответствовать требованиям СП 19.13330.
12.5 Отделение ЛВЕ должно отделяться от селитебной зоны и стационара реабилитационного центра санитарно-защитной зоной в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200. В случае нахождения в отделении ЛВЕ зданий с другими видами животных, рекомендуется отделять их зооветеринарными разрывами, которые приведены в [2] и [3].
12.6 Входящие в отделение ЛВЕ помещения ожидания начала и окончания занятий, кабинет иппотерапевта и массажные кабинеты могут блокироваться со зданием конюшни.
12.7 Вместимость конюшен отделения ЛВЕ допускается от 3 до 20 голов лошадей. Для занятий рекомендуется использовать кобыл и меринов. Использование жеребцов не допускается.
12.8 Требования к объемно-планировочным, конструктивным и технологическим решениям конюшен и вспомогательных зданий и помещений изложены в [2] и [3].
12.9 Требования к ветеринарным объектам, входящим в состав отделения ЛВЕ, изложены в [4].
12.10 При проектировании отделения ЛВЕ и отдельных зданий и сооружений, входящих в его состав, следует предусматривать блокировку помещений производственного, подсобного и вспомогательного назначений во всех случаях, когда это не противоречит требованиям технологического процесса, техники безопасности и противопожарным требованиям.
12.11 В случае отсутствия в составе реабилитационного центра отделения ЛВЕ, допускается использование других конно-спортивных комплексов для занятий с детьми, находящимися в реабилитационном центре. При этом конно-спортивные комплексы должны быть обустроены в соответствии с требованиями СП 59.13330.
12.12 Рабочее поле манежа для занятий ЛВЕ должно быть размерами не менее 20x20 м. Посадка всадников на лошадь может осуществляться только в специально оборудованных зонах, обеспечивающих безопасность занимающихся, их сопровождающих и персонала (см. 12.13-12.15 рисунок 1)
12.13 При применении выжимного устройства для посадки на лошадь необходимо устройство перед входом в манеж паддока размерами не менее 6х6м (рисунки 1a, 1б).
12.14 При посадке на лошадь в манеже с устройством пандуса необходимо устройство специальной зоны вне рабочего поля манежа согласно с CП 19.13330 и CП 106.13330 с устройством откидных ограждений и лестницы peкoмeндуется для манежей с размерами поля 20x60 м.
12.15 При посадке на лошадь в манеже, для исключения перемещения лошади, применяются подъемные устройства подвесного типа (рисунок 1в).
12.16 Примерный перечень и площади помещений отделения ЛВЕ приведены в таблице 14.
Таблица 14
Помещение |
Площадь, м2 не менее, |
Примечание |
Блок занятий |
ЛВЕ |
|
Манеж для групповых занятий на 1-2 человек |
600 |
Размер меньшей стороны не менее 20м |
Раздевальная с душевыми |
20 |
Возможно использование раздевальных отделения кинезотерапии |
Санузлы доступные МГН (не менее 1) |
5 |
|
Приемная-зонаожидания |
40 |
|
Кабинет иппотерапевта |
15 |
|
Массажный кабинет |
по расчету |
|
Блок содержания лошадей |
||
Денники на 5 лошадей* |
5x12 |
Не менее Зм по короткой стороне |
Мойка для лошадей* |
9 |
|
Солярий* |
9 |
|
Коридор* |
По расчету |
Ширина неменее 2,5м |
Кормовая с кормокухней* |
По расчету |
|
Амуничная* |
12 |
|
Фуражная* |
||
Тамбур |
9 |
Глубина неменее 2.5м ширина не менее 2.8м |
*В соответствии с [3]. |
12.17 При новом строительстве и реконструкции для отделения ЛВЕ рекомендуется применять планировочно-функциональную модель, приведенную на рисунке 2.
13. Отделение абилитации детей раннего возраста
13.1 Отделение абилитации детей (ОАД) предназначено для проведения следующих мероприятий:
- разработка индивидуальные программ абилитации ребенка на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики в рамках отделения абилитации или по согласованию с областной/районной психолого-медико-педагогической комиссией;
- реализация абилитационых программ, включающих в себя индивидуальные и групповые занятия междисциплинарной команды специалистов (дефектологи, логопеды, педиатры, психологи социальные работники и др.) с детьми при участии родителей;
- психолого-педагогическая, социальная поддержка семей, консультирование по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка, нуждающегося в абилитации (в том числе дистанционно и на дому);
- организация досуга, клубной работы с участием родителей.
13.2 При проектировании ОАД необходимо обеспечить его удобными коммуникационными связями с блоком отделения «Мать и дитя», в котором заданием на проектирование предусматривается проживание детей раннего возраста с родителями.
13.3 Отделения ОАД включает в себя группы помещений:
- для абилитационных занятий с детьми;
- для работы с родителями;
- административно-хозяйственные;
- входная.
Примерный состав и площади помещений отделения абилитации приведен в таблице 15.
Таблица 15
Помещение |
Ориентировочная площадь, м2 не менее |
I. Помещения для абилитационньх занятий с детьми |
|
Кабинеты индивидуальных занятий |
|
кабинет индивидуальных занятий с логопедом |
16 |
кабинет индивидуальных занятий с дефектологом |
16 |
кабинет индивидуальньх занятий с психологом |
15 |
кабинет индивидуальных занятий ЛФК массажа |
18 |
Зал игротерапии с лаборантской, с зеркалом Гезелла между помещениями |
40+8 |
Зал(ы) групповых занятий (клубное помещение) с кладовой |
60(30x2)+8(кладовая) |
Кабинеты медицинских специалистов* |
|
кабинет медсестры |
8 |
кабинет педиатра-невролога |
15 |
кабинет психиатра |
15 |
кабинет лор-сурдолога со звукоизолированной кабиной |
18+8 |
кабинет офтальмолога с темной комнатой |
18+6 |
II. Помещения для работ с родителями** |
|
кабинет психолога |
15 |
зал для проведения групповых тренингов с родителями |
30 |
справочно-информационный кабинет |
15 |
кабинет социально-юридического консультирования |
6м2/чел(не менее 12) |
III. Административно-хозяйственные помещения |
|
кабинет(ы) работы специалистов |
6м2/чел(почислу специалистов) |
методический кабинет |
20 |
кабинет дистанционного консультирования** |
6м2/чел,(не менее 8) |
кабинет заведующего отделением |
15 |
хозяйственное помещение |
8 |
IV. Входная rpyппa |
|
вестибюль (с гардеробом-приналичии отдельного входа) |
20 |
санузел |
12 |
комната ухода за ребенком |
8 |
колясочная |
12 |
*По заданию на проектирование, могут использоваться кабинеты врачей-специалистов отделения медико-социальной реабилитации. ** По заданию на проектирование, могут использоваться помещения отделения психолого-педагогической помощи (служб психологической реабилитациии социальной защищенности). |
13.4 Во всех помещениях для индивидуальных занятий должны быть предусмотрены места для размещения родителей и зона для игр на полу и двигательной активности (не менее 2 м2), рабочие места специалистов и места хранения методических материалов (в отдельных помещениях).
13.5 По заданию на проектирование, кабинеты логопеда и дефектолога могут объединиться в единое универсализированное помещение площадью не менее 24 м2.
13.6 Групповые занятия проводятся в одном (двух) помещениях площадью не менее 60 (30x2) м, где должны быть предусмотрены стационарные или трансформируемые зоны для проведения музыкальных, логоритмических, психологических и игровых (за столиками и на полу в «кругу») сеансов, сеансов изотерапии, социально-бытовой адаптации. Наполняемость групп составляет 2-6 детей с родителями.
13.7 Помещения для занятий с детьми должны формироваться вокруг рекреационных пространств, в которых предусматриваются зоны для ожидания приема (стулья, диваны), а так же игровые зоны для детей (из расчета не менее 2 м2 на ребенка, но не менее 12 м2).
13.8 Во всех помещениях для занятий с детьми, в санузлах, комнате ухода за ребенком должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды.
13.9 При выборе внутренней отделки и оборудования помещений необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.1.3049.
14. Инженерное оборудование
14.1 Системы водопровода, канализации и горячего водоснабжения следует проектировать в соответствии с действующими нормативными документами.
14.2 Все помещения должны быть оборудованы системами отопления и вентиляции, обеспечивающими соответствующую температуру, влажность, ояистку и обезвреживание воздуха. Кондиционирование административных кабинетов предусматривается по заданию на проектирование.
14.3 Инженерное оборудование должно быть запроектировано таким образом, чтобы при его эксплуатации выполнение установленных требований к микроклимату помещений и другим условиям обеспечивало эффективное расходование энергетических ресурсов с учетом [6], [2].
14.4 Электрооборудование рассматриваемых учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями CП 52.13330 и [7].
14.5 Здания реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должны быть оборудованы сетями проводного вещания (радиотрансляция), телефонами и антенными телевизионными сетями, пожарной и охранной сигнализацией, видеонаблюдением (CП 133.13330), системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ); системой оповещения и управления эвакуацией, а также фотолюминесцентной эвакуационной системой (ФЭС).
14.6 При проектировании пожарной, охранной и тревожной сигнализации и средств связи следует руководствоваться CП 5.13130, CП 132.13330 и ГОСТ 12.1.004.
Помещения для постоянного пребывания инвалидов могут быть оборудованы автономными пожарными извещателями, сблокированными с общей системой оповещения и управления эвакуацией.
14.7 ФЭС должна быть на всем протяжении пути эвакуации и иметь непрерывный маршрут до эвакуационных выходов.
Более подробно решение ФЭС изложено в CП 136.13330.
Рисунок 1
1a — Схема устройства паддока для посадки на лошадь
1б — Схема устройства пандуса при посадке в манеже
1в — Схема посадки на лошадь в манеже с использованием подвесного подъемника
Рисунок 2
Приложение А
(справочное)
Организационно-функциональные модели реабилитационного центра
* Необязательно (по специальному заданию)
Рисунок А.1 − Структурно-функциональная модель детского реабилитационного центра
* Необязательно (по специальному заданию)
** Отделение лечебной верховой езды (по заданию на проектирование)
Рисунок А.2 − Организационно-функциональная модель отделения медико-социальной реабилитации
* Необязательно (по специальному заданию)
** Отделение лечебной верховой езды (по заданию на проектирование)
Рисунок А.3 − Организационно-функциональная модель подразделения физических методов лечения
Рисунок А.4 − Организационно-функциональная модель отделения психолого- педагогической помощи
Рисунок А.5 − Организационно-функциональная модель службы психолого- педагогической помощи
* Необязательно (по специальному заданию)
Рисунок А.6 − Организационно-функциональная модель административно- управленческой службы
Библиография
[1] | Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249 |
[2] | НТП АПК 1.10.04.001-00 «Нормы технологического проектирования коневодческих предприятий» |
[3] | НТП АПК 1.10.04.003-03 «Нормы технологического проектирования конноспортивных комплексов» |
[4] | НТП АПК 1.10.07.001-02 «Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских хозяйств» |
[5] | Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в, связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» |
[6] | Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» |
[7] | ПУЭ Правила устройства электроустановок. Издание 7. Утверждены Приказом Минэнерго России от 20 июня 2002 г. № 242 |
УДК 721.183-056.266 (083.74)
ОКС 91.040.10
ОКП 74.20
Ключевые слова: детский реабилитационный центр, психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация, реабилитация детей-инвалидов, реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, абилитация, иппотерапия, здания, сооружения, бассейны физкультурно-оздоровительные, бассейны для детей дошкольного возраста, учебные бассейны, оздоровительные бассейны, архитектурно-строительные решения, естественное и искусственное освещение, акустика, отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, архитектурно-строительные решения